Основы статуса судей в Российской Федерации

Установленный в ст. 128 конституции Р. Ф. порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В соответствии  со ст. 6 Закона о мировых судьях эти судьи “назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта Р. Ф. либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке установленном законом субъекта Р. Ф.”. В соответствии с этим предписанием федерального закона названные выше законы принятые в последние годы в субъектах Федерации в большинстве своем предусматривают в принципе именно такую процедуру— мировые судьи подлежат назначению законодательными органами путем проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключаются лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем согласовать кандидатов и т.д.

Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данные правила не являются абсолютными. Из него сделаны исключения:

—  судьи Конституционного Суда могут пребывать в должности не более 15 лет (назначение на второй срок не допускается-ст.12 Закона о Конституционном Суде).

—  Судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе, которая для них максимум может продолжаться до достижении ими возраста 65 лет(ч.3 ст. 26 Закона о военных судах).

—  Районные судьи и судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые могут находится на должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. По закону о мировых судьях(ст.7) при первом назначении срок их полномочий не должен превышать пяти лет. По истечению указанного срока лицо, занимавшего должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет. Руководствуясь этой установкой, законодательные органы субъектов федерации предусмотрели в соответствующих законах, что при первом избрании мировой судья может занимать свою должность в течении трёх лет, а при повторном и последующих, как правило,— пяти. Но есть и изъятия , например Закон о мировых судьях в Томской области от 24 февраля 2000 года (ст. 8) предписывает семилетний срок при повторном и последующих назначениях мировых судей.

Досрочное прекращение полномочий судей все судов допускается лишь при наличии специально оговоренных в законе условий и с соблюдением установленного им порядка.


Права судей по осуществлению судебной власти.

Главное, что правовое положение судьи при осуществлении правосудия— это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа— народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако, при всех условиях все судьи:

a)   осуществляют правосудие на профессиональной основе;

b)  независимы и подчиняются только конституции Р. Ф.;

c)   в своей деятельности по осуществлению правосудия не кому ни подчинены;

d)  пользуются неприкосновенностью (ст.120,122 Конституции Р. Ф.)

Независимость судей.

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне—в Конституции Российской Федерации (ст.120).

Законом о судебной системе установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:

·    в оказании незаконного воздействия на судей присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия.

·    в ином вмешательстве в деятельность суда.


Согласно  закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:

ü  предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

ü  запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

ü  установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

ü  правом судьи на отставку;

ü  неприкосновенность судьи;

ü  предоставление судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

ü  особой защитой государства;

ü  системой органов судейского общества.

1.

Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей,  в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний. ( «Обеспечение тайны совещания судей». ст. 298, 314 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК).

Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности стайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе народных или арбитражных заседателей от —председательствующего, а присяжных—от старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

a)   наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

b) установление правила предписывающему председательствующему ( а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.


На обеспечении независимости судей нацелено и положение ч.2 ст.10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении

 дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители

2.Судьи, члены их семей, их имущество находятся под особой защитой государства (ч.2 ст.9 Закона о статусе судей).

В развитии этого положения принят специальный Федеральный закон «о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ. 1995.№17.Ст1455). В свою очередь министр Р. Ф. принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица

Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей.

Существенной гарантией обеспечения независимости судей установление в Законе о статусе судей (ст.13, 14)особых правил приостановления и прекращения их полномочий.

Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований:

1.  признание судьи безвестно отсутствующим решением суда., вступившим в законную силу.

2.  возбуждение уголовного дела против судьи, привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

3.  участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа власти Российской Федерации, или органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

4.  избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органы законодательной (представительной) власти субъекта Р. Ф.



При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключение, когда в отношении него мера пресечения в виде заключения под стражу) не влечет прекращение выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.

Прекращение полномочий:

Заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия

1.  письменное заявление судьи об отставке

2.  неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам занимать должность судьи

3.  письменное заявление судьи о прекращении его полномочий

4.  увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на данной службе

5.  истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком

6.  прекращение гражданства Российской Федерации

7.  занятие деятельностью не совместной с должностью судьи

8.  смерть судьи

9.  решение и вступление в силу заключения недееспособности судьи.

10.           достижение предельного возраста пребывания в должности судьи..

11.           отказ от перевода в другой суд с упразднением или реорганизацией суда.


Прекращение полномочий судьи Конституционного суда Р. Ф. осуществляется по решению этого суда, которое направляется президенту Р. Ф., в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Р. Ф. ввиду нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Р. Ф прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Р. Ф .совершения судьёй проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного суда Р. Ф., принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.

Полномочия судей общих и арбитражных суда прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано (ч.2 ст.13,ч.2 ст.15 Закона о статусе судей).


Неприкосновенность судьи.

«судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом» (ст.16).

Проблему неприкосновенности судьи не сводят к личности судьи. В этом законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также ниприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа или иного имущества, тайну переписки и иную корреспонденцию. Неприкосновенность судей прежде всего состоит в том, что они не могут быть привлечены какой-либо ответственности (уголовной, административно, дисциплинарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если в ступившим в законную силу решение суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка привлечения судьи к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершенные правонарушения и

С учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.

Установлен особый порядок решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение может принять только Генеральный прокурор Р. Ф. при условии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления в действии судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

Установлен запрет на задержание судьи. При этом личный досмотр судьи не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности людей(ст.5 Закона о статусе судей).

Установлены дополнительные гарантии защиты судей от необоснованного осуществлении в отношении них уголовно-розыскных мероприятий.

После возбуждении уголовного дела или привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу эти мероприятия поводятся в порядке установленном УПК Р. Ф.

По ходатайству судьи, заявленного до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении его рассматривается Верховным Судом Р. Ф.

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного суда Р. Ф. по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как на других судей(ст. 15 Федерального Конституционного Закона ).


Заключение.

Судьи—носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерации функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч.1 ст.118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118). Суды осуществляют правосудие в составах:                    

1.  судей и представителей народа(народных, присяжных  или арбитражных заседателей);

2.  нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях- трех, в надзорной не менее- трех);

3.  судьей единолично.

При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»  исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации  осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей ( ч.1 ст.1).Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей не зависимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют 9ст. 12 Закона о судебной

системе,ст.2 Закона о статуса судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст.2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют  о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст.2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий ко всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст.12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются также и законами субъектов Российской Федерации. Но федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных,— правовое положение судьи— это не только совокупность его общих(установленных судоустройством законами) и специальных(предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность(выборы или назначение) и наделение его соответствующими полномочиями.


                                      Литература.

1.      Правоохранительные органы Российской Федерации \\ под редакцией В. П. Божьева.— Москва 2004год.

2.      Правоохранительные органы. Пособие для подготовки к экзаменам \\ Беленков Р. А.—Москва 2001 год.

3.      Правоохранительные органы \\ К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев.— Москва 2001 год.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать