• анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия;
• анализ доли торговых расходов;
• анализ цикла «продукция – рынок - товарооборот – прибыль – затраты».
• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств);
• классификация продукции по П. Дракеру;
• метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий;
• АВС-анализ, оптимум Парето.
Синтез:
определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков.
• причинный анализ;
• анализ SWOT, анализ портфеля заказов.
Прогнозы и предсказания
• динамика окружения организации;
• динамика параметров рынка;
• динамика параметров организации.
• сценарий развития;
• нормативный метод;
• анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей;
• операционные исследования, имитационные модели;
• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей
• миссия организации, ее идентификация, путь развития;
• выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков);
• профилирование предложений;
• целевые приоритеты, целевые траектории;
• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров).
• портфель заказов (план);
• SWOT (план);
• модели принятия решений, методы оценки вариантов;
• операционные исследования, моделирование;
• анализ риска;
• методы творческого мышления при стоимостном анализе;
• методы экспертных оценок.
План стратегических операций
• выделение стратегических предпринимательских подразделений;
• типовая стратегия роста, конкурентная стратегия;
• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности;
• формулирование стратегических вариантов;
• идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков;
• коррекция на основе обратной связи.
• портфель заказов (план);
• SWOT (план);
• операционные исследования, моделирование;
• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей);
• методы сетевого анализа;
• анализ риска;
• метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа;
• методы экспертных оценок.
Следовательно, организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.
Заключение.
Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий[14].
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Стратегия – это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения.
Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.
Выделяются три уровня стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом.
Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия.
Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия.
В настоящее время в России недостаточно используется потенциал стратегического менеджмента. Ему уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия в наших условиях? Нам бы выжить».
Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.
Список используемой литературы:
1. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №4
2. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1
3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998
4. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №4
5. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.
6. См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988
[1] См.: Rumelt R.P. Strategy, Stracture, and Economic Performance, Cambridge, MA: Harvard University, 1974.
[2] См.: Porter M. Competitive Strategy, New-York, Free Press, 1980.
[3] См.: Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.
[4] См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988.
[5] См.: Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy. Boston, houghton Miffin, 1988.
[6] См.: Von Neumann J., Morgenstern O. The Theory of Games and Economic Behavior. - New York, Willy, 1944.
[7] См.: Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. - New York, McGraw-Hill, 1980.
[8] См.: Mintzberg H., McHugh A. Strategy formulation in adhocracy.- Administrative Science Quarterly, 30, 1985.
[9] См.: Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. - Addison-Wesley Publishing Company, New York, 1996.
[10] См.: Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №4.
[11] См.: Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998.
[12] См.: Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №4.
[13] См.: Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1.
[14] См.: Schendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline. In Academy of Management Proceedings, 1972.