Для утверждения мирового соглашения необходимо соблюдение ряда требований и условий.
Во-первых, Мировое соглашение должно быть совершено в письменной форме и подписано его сторонами.
Поскольку мировое соглашение представляет собой сделку между должником и кредиторами, ее условия должны содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: отступное, новация, прощение долга. Соглашение может также содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке права требования; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
Во-вторых, это погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Более того, уже на момент проведения собрания кредиторов, созванного для принятия решения о заключении мирового соглашения, должник обязан полностью исполнить обязанность по погашению задолженности перед указанными лицами.
В-третьих, это обязательное приложение к заявлению об утверждении мирового соглашения, подаваемого должником, внешним или конкурсным управляющим в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, определенных документов: текста мирового соглашения; протокола собрания кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против заключения мирового соглашения.
«В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди вне зависимости от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению».
О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела.
Со дня утверждения арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. В зависимости от того, на какой стадии банкротства утверждено мировое соглашение, закон определяет различные последствия:
- если мировое соглашение утверждается в ходе наблюдения или внешнего управления, то это является основанием для прекращения производства по делу;
- утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления является основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов;
- если же мировое соглашение утверждено в ходе конкурсного производства, то решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
Так же с момента утверждения данного документа прекращаются полномочия временного, внешнего и конкурсного управляющих, но исполнение обязанностей руководителя должника указанные лица осуществляют вплоть до момента назначения руководителя должника.
Сторонам мирового соглашения арбитражным судом может быть отказано в утверждении мирового соглашения, что не препятствует заключению нового мирового соглашения. Основания перечислены в статье 125 закона:
- в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;
- нарушения порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом о банкротстве;
- несоблюдения формы мирового соглашения;
- противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам.
Поскольку мировое соглашение представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки между должником и кредиторами, то закон, в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемления прав и законных интересов отдельных кредиторов, а также, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, предусматривает возможность подачи в арбитражный суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашения недействительным. Помимо, оснований для признания мирового соглашения недействительной, перечисленных законом о банкротстве, соглашение может быть также признано недействительным по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, в частности главой 9 Гражданского Кодекса РФ. Однако последствия признания мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства существенно отличаются от последствий, предусмотренных Гражданским Кодексом для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным судом решения о признании мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой оно было прекращено. Признание мирового соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.
Перечисленные последствия наступают и в случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом при неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном соглашением.[18]
6.Участие региональных органов власти и органов местного самоуправления в процедурах банкротства.
Действующая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ наделило государство правом полноценного участия в деле о банкротстве и процедурах банкротства. При этом права и обязанности государственных органов регламентированы не только нормами гражданского законодательства, но и нормами других отраслей права. При этом нормы законодательства о банкротстве нередко противоречат нормам других отраслей законодательства, либо предполагают предварительное принятие решений. Порядок принятия которых регламентирован другими нормативными правовыми актами.
Одним из самых сложных аспектов реализации положений Закона о банкротстве является обеспечение участия в процедурах банкротства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также обеспечение их влияния на ход этих процедур.
6.1.Правовая регламентация.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут непосредственно участвовать в деле о банкротстве и в процедурах банкротства в качестве уполномоченных органов, представляющих требования по денежным обязательствам.[№127-ФЗ,ст.2,34]
Не имея требований по денежным обязательствам, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут участвовать:
v В качестве учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарные предприятия;
v В качестве лиц, участвующих в деле при рассмотрении дела о банкротстве градообразующих организаций.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти при определении своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в порядке, установленном Правительством Российской федерации обязаны учитывать мнения органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Алгоритм действий уполномоченного органа предусматривает следующие механизмы учета их мнения:
· Уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе процедуры банкротства, запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в отношении применения процедур банкротства и хода процедуры банкротства;
· В случае если соответствующими органами предложено введение финансового оздоровления или внешнего управления либо заключение мирового соглашения, а также, если у должника имеется задолженность только перед бюджетом субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, уполномоченный орган голосует за предложенную процедуру банкротства.
Существенным условием при этом является предоставление гарантий (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации по денежным обязательствам, а также по требования об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации), либо требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству местного самоуправления).
Практика реализации норм Закона о банкротстве показывает, что органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, зачастую не используя в полном объеме всю совокупность своих прав, стремятся к:
§ Воспрепятствованию инициирования процедур банкротства в отношении организации, функционирующих на их территории;
§ Внесению изменений в законодательство с целью получения прав уполномоченного органа по обязательным платежам, поступающим в региональный или местный бюджет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10