Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.(25)
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля. (2)
Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принужденем подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка.
1.3Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.
Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.
Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.
Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период.
Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть:
· организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений
· культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)
· проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков
· проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)
· привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества
· организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества
· проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)
· участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)
· организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры. (3)
Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:
- прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;
- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
- удовлетворение возрастных потребностей: у младших – иметь «пример», походить на него; у старших – утвердиться в роли лидера;
- сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
-широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
В работе по организации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ. (9)
Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.
В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение. (3)
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.
Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.
Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают. (24)
Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.
Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера ( - идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: