Другая программа была предложена правительством: сохранение на длительный срок государственного сектора в экономике. Верховный совет СССР с конца 1989г. по 1991г. принял больше 100 законов, чтобы правительственная программа заработала.
Причины провала экономической политики Горбачева:
- приоритетное положение политики по отношению к экономике
- политическая нестабильность в стране, возникновение и развитие забастовок, в 1991г. бастовали или угрожали забастовками практически во всех отраслях производства
- уменьшение поступления валютных средств в страну из-за снижения цен на нефть и газ.
Важной проблемой развития общества является его демократизация. Процессы демократизации охватили все сферы жизни общества. Летом 1987г. был взят курс на «гласность», она рассматривалась как контролируемое смягчение цензуры, ликвидация спецхранов, публикация ранее запрещенных книг (Рыбаков «Дети Арбата», Дуденцев «Белые одежды»). Религия стала играть заметную роль в жизни общества. В концу 80-х г. обострилась идеологическая борьба, правительство проводило курс на отказ от конфронтации, в обществе и руководстве страны зрело понимание перемен в политической сфере. Направления политической реформы были утверждены на 19 всесоюзной партийной конференции:
- возвращение к полновластвованию советов
- демократизация органов государственной власти
Было принято ряд законов (закон об изменениях и дополнениях к Конституции СССР).
Высшим законодательным органом власти стал Съезд Народных депутатов СССР, избирался двухпалатный Верховный Совет страны. Весной 1989г. наблюдалась активизация в политической жизни страны: проходила избирательная компания по выборам Народ депутатов СССР. В ходе нее ряд крупных партийных работ потерпели поражение, не были избраны депутатами 37 секретарей обкомов и райкомов партии. Избиратели часто голосовали за тех, кто критиковал компартию, но не предлагал программы действий.
Определенную роль в политической жизни страны сыграли Съезды народных депутатов СССР. 1-й съезд состоялся в мае-июне 1989г. За 1989-91г. состоялось 5 съездов народных депутатов. В эти годы встал вопрос об укреплении высшей государственной власти, был введен институт президентства. В марте 1990г. состоялся внеочередной съезд народных депутатов, на нем президентом страны был избран Горбачев, были образованы органы президентской власти: президентский совет - совещательный орган при президенте. В марте 1991г. вместо президентского совета был созван Совет безопасности, усилилась роль Совета Федерации, он получил некоторые законодательные функции. В конце 1990г. вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет министров, 1-м премьер-министром стал Павлов. В мае 1990 г. состоялся 1-й съезд Народных депутатов РСФСР. Политические страсти возникли при выборе его председателя. Председателем Верховного совета РСФСР был избран Ельцин – бывший 1-й секретарь Московского горкома партии. В октябре 1987г. он выступил с критикой курса Горбачева, был снят со всех постов, но стал популярен в народе. Весной 1989г. был избран народным депутатом СССР, в 1990г. он вышел из рядов компартии, стал основным политическим оппонентом Горбачева важным моментом в политической реформе явился переход к многопартийности. Общественной организации политической партии способствовало изменение роли КПСС, ставилась задача преобразования партии, но партийные комитеты не были готовы к работе в новых условиях, они выступали против демократизации общества, стремились контролировать прессу и неформальны объединения, авторитет партии снизился, в 1989г. из ее рядов вышло 140 тыс. человек, в 1990г. - 2 млн. чел. Компартии Грузии, Молдавии, Армении прекратили существование. В КПСС возникли течения: «Демократическая платформа КПСС», ее организаторы Шостаковский и Лысенко, главными фигурами в ней стали Ельцин и Травкин. Цель ее создания - завоевывание ключевых позиций в партии, компартия отказалась от монополии на власть, была отменена 6-я статья Конституции СССР. Массовой формой общественно-политического движения являлись народные фронты (лето-осень 1988г.) - в начале поддерживали перестройку, выступали за национально-культурное возрождение своих народов, затем они сменили политические ориентиры: стали выступать за независимость республик (Латвия, Эстония). Одновременно в республиках возникли движения против сепаратистских тенденций (интерфронты, их социальной базой являлось русско-язычное население).
На 1-м Съезде народных депутатов была образована организованная парламентская оппозиция, получила известность как межрегиональная депутатская группа, ее лидером был Сахаров, он потребовал передачи всей власти Советам, предложил проект нового договора между республиками, к осени 1990г. она утратила позиции. Политическая оппозиция перенесла свои действия в республиканские органы власти.
Осенью 90г. был создан оппозиционный центр, во главе него была политическая партия России. Центр объединял более 30 партий и объединений, его цель отстранить КПСС от власти.
1.3. Преобразования на внешнеполитическом фронте России
Перестроечные процессы затронули и внешнюю политику. В основу внешнеполитического курса было положено новое политическое мышление, оно базировалось на принципах:
а) признание многообразия мира
б) невозможность решения политических проблем вооруженным путем
в) каждый народ имеет право выбора развития
Были определены основные направления внешнеполитической деятельности страны:
а) смягчение напряженности между Западом и Востоком путем переговоров
б) урегулирование региональных конфликтов
в) прекращение «особых отношений » с социалистическими странами
СССР и США перешли к партнерству (встречи на высшем уровне). В 1987г. был подписан договор о «Ликвидации ракет средней дальности», СССР обязался в течение 3-х лет уничтожить 1752 ракеты, а США - 869шт.
В феврале 1988г. Горбачев принял решение о выводе советских войск из Афганистана. Весной 1988г. была достигнута договоренность о механизме вывода войск. 15 февраля 1989г. последний советский солдат покинул Афганистан.
СССР отказался от применения силы к союзникам из социалистического лагеря, это ускорило снижение коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Венгрии, Румынии, Польши и др. к власти пришли новые демократические силы, произошло объединение Германии, была разрушена Берлинская стена.
В 1991г. был распущен СЭВ, упразднена ОВД. Доверительные отношения сложились у Горбачева с Англией, Францией, Китаем, Японией. В 1990г. - визит в Россию премьера госсовета Китая, в результате было подписано соглашение о демилитаризации советско-китайской границы. В мае достигнута договоренность о закупках Китая в СССР военной техники. СССР и США способствовали прекращению гражданской войны в Анголе. Выросло доверие между сообщества к СССР.
Глава 2. Демократизация России
2.1. События августа 1991г. и их последствия
Горбачев пытался сохранить себя в качестве политического деятеля, он собирался реформировать страну и заключить новое соглашение о союзе между республиками. Проект союза был разработан и опубликован в конце июня 1991г. Права республик были расширены, подобное перераспределение полномочий между центром и республиками не удовлетворяло радикалов, они требовали новых уступок для России, Горбачев шел навстречу, последним уступкам - в конце июня.
Российское руководство потребовало установления одноканальной системы отчисления налогов. Важный указ Ельцина - о департизации, от 20 июля: запрещалась деятельность партий в государственных органах РСФСР. Летом 1991г. компартия стала очищать свои ряды от коммунистов с радикальными взглядами. Политика «полунамеков» Горбачева подтолкнула часть высшего руководства страны к принятию чрезвычайных мер. 19 августа было принято ряд документов ГКЧП. Члены ГКЧП действовали незаконно, объявили, что политика реформ Горбачева зашла в тупик, в отдельных регионах страны было введено чрезвычайное положение на 6 месяцев. Он постановил расформировать структуры власти, действующие вопреки законодательству, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, были введены войска в Москву, сопротивление ГКЧП возглавил Ельцин. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России.
С этого времени Россия провозглашалась как демократическое государство, где главенствующая роль отведена свободе слова и равенства, справедливости. Принцип многопартийности и права граждан участвовать в выборах и быть избранными основывались на демократических началах, а не коммунистической идеологии.
Политические изменения не могли не отразиться на экономике государства, тем более что система госзаказа была ликвидирована, а предприятия должны были свое производство строить из расчета покупательской способности, т.е. спроса.
Смена политического режима позволила России адекватно воспринимать течения моды в зарубежных странах, перенимать и аккумулировать новые направления в музыке, искусстве, в производстве применять новые технологии и теоретические наработки других стран.
Все это позволило России стать привлекательной и дружеской соседкой всего мира, а не наводить страх коммунистическим режимом на демократический мир, позволило ей интегрировать свои ресурсы в мировое сообщество.
2.2. Демократическое развитие России
В январе 1992г. цены возросли в 10-12 раз. Часть парламента России выступила против этого. В апреле 1992 – марте 1993гг. были попытки сместить правительство и президента. В стране было противостояние законодательной и исполнительной власти.
25 апреля 1993г. состоялся референдум. 50% избирателей оказали поддержку президенту и его политике. Летом 1993г. начало работу конституционное совещание. Оно разрабатывало окончательный вариант новой конституции. В проекте предусматривалось резкое ограничение полномочий представителей власти. 21 сентября 1993 г. Ельцин заявил о прекращении полномочий съезда народных депутатов и верховного совета страны. Конституционный суд признал указ №1400 неконституционным. 3 и 4 октября – штурм здания верховного света (с обеих сторон погибло 150 чел). 12 декабря 1993г – выборы в государственную думу и совет федерации. Партии ЛДПР, АПР, КПРФ получили 163 места; Выбор России, Яблоко, 12 декабря – 121 место в государственной думе. В марте 1994 г. в регионах победили партии власти.
В 1994-95 гг. руководители федерального собрания взяли курс на сотрудничество с президентом страны. Была объявлена амнистия лицам, находящимся под следствием. 1994-95гг. президент начал отход от радикального либерализма к идеям национального государственного характера. В декабре 1995 г. выборы в шестую государственную думу. КПРФ получила 157 мандатов, наш дом Россия – 55, ЛДПР – 51.
В июне 1996г. состоялись выборы президента России.
В 1999г – уход Ельцина в отставку.
Глава 3. Демократическая Россия
в мировом сообществе
Интеграция России в мировое сообщество была возможна лишь только с принятием демократического направления и пути развития. Коммунистическое развитие страны делало бы это невозможным по нескольким причинам. Во-первых политические взгляды руководителей демократических государств не совпадали бы с руководством коммунистической России, так как коммунистические идеалы были бы враждебны странам, которые преследуют права человека, свободу слова, право выбирать и быть избранными и многое другое. Во-вторых существование коммунистического режима в России способствовало развитию политической напряженности между мировым сообществом и странами социалистического лагеря, которым СССР оказывал не малую помощь на протяжении многих десятков лет. Данный факт вынуждал бы США и многие европейские страны с демократическим развитием отказаться от сотрудничества с Россией, вычеркнуть ее из Европы и привести к войне.
Получив демократические свободы Россия стала одним из главнейших партнеров как по экономическим вопросам, так и по политическому урегулированию мира на Европейском континенте. С ее взглядами считаются, ищут общие пути выхода из кризиса лидеры других европейских государств.
Стало возможным проведение совместных конференций на высшем уровне по урегулированию локальных конфликтов на Востоке и в Азии.
Интеграция в международное сообщество позволила России проводить совместные конкурсы моды, выступления российских и зарубежных артистов, сотрудничать в области науки и техники, возрождать культурное достояние, которое некогда было считалось враждебным и подвергалось жесткой цензуре.
Международные торговые отношения в настоящее время еще больше сплотили европейские государства и привели к экономическому сотрудничеству между странами европейского континента, а также другими континентами.
Инвестиции европейских государств в российскую экономику позволили России выбраться из экономического тупика и занять свою нишу среди многих государств.
В связи с интеграцией России технологическая оснащенность производства стала соответствовать европейским стандартам качества, что сделало российское производство конкурентоспособным, основанным на потребительском спросе, а не на госзаказе.
Одним из основных достоинств перехода России в русло демократического развития стало постепенное затухание коммунистического режима в мире, что дало возможность избежать третьей мировой войны.
Заключение
Переход от тоталитаризма к демократии на рубеже XX – XXI вв. был предрешен развитием как социально-экономических тенденций, так и политических трансформаций в российском обществе.
Данный переход от бывшего тоталитарного режима в русло демократических основ для России имеет свои специфические особенности.
Во-первых он вызван самим крахом коммунистического режима, который себя изжил и подтвердил свою несостоятельность и неспособность на существование, так как он противоречил всем мировым политическим стандартам и являлся искусственным, надуманным, практически не подкрепленным.
Во-вторых такой колоссальный политический переворот был совершен «безболезненно», т.е. без революционного вмешательства за считанные часы, так как уже мало кто верил в дееспособность коммунистического режима.
В-третьих, экономика страны, производственная, культурная, научная сферы уже нуждались в немедленной интеграции в мировую практическую базу новых разработок и форм сотрудничества.
Демократический путь развития стране позволил беспрепятственно общаться и быть признанной на европейском континенте. Инвестиции в экономику нашей страны западных государств позволили России более тесно сотрудничать со своими западными соседями, а не наводить недоразумение и страх тоталитарными установками и непризнанием мировых ценностей в силу тогда действующей коммунистической идеологии.
Список использованной литературы
1. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности. – М., 1997
2. Александрова Е.А. Демократизация общества и переходный период. – М., 2002
3. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России. – М., 1997
4. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. – М., 1995
5. Володин М.Т. Демократическая Россия. – М., 2003
6. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. – М., 1995
7. Гончаров Д.В. Теория политического участия. – М., 1997
8. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. – М., 1996
9. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. – СПб., 1995
10. Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. – СПб., 1996
11. Коротков Т.Н. Становление новой политической элиты. – М., 2005
12. Михайловский И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. – М., 1997
13. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. – М., 1996
14. Наумов К.Л. Власть в постсоциалистическом российском государстве. – М., 1999
15. Нежин Д.В. Социалистический мир на грани краха. – М., 1997
16. Пернацкий В.И. Введение в российскую политологию: Философский анализ. – Н. Новгород, 1996
17. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технические проблемы. – М., 1996
18. Тихомиров А.А. Демократический путь развития России. – СПб., 2003
19. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. – М., 1996
20. Хренов А.Е. Политическая психология. – Ч. 1. Спб., 1998
Страницы: 1, 2