На месте больших проемов по осям главных нефов собора следует представить перспективные порталы, вводившие внутрь храма. В порталах висели драгоценные «златые врата», покрытые «писанными золотом» листами меди. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди. Местами из-под пилонов галереи, приложенных к стенам старого собора, выступают края членивших его фасады пилястр. Над сводами галерей сохранились верхние части этих фасадов, завершенные дугами закомар, и пышные лиственные капители, венчавшие полуколонны пилястр. В закомарах и около окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные на фасады Всеволодовых галерей. Над сводами на квадратном постаменте возвышался украшенный аркатурой с полуколонками и оковкой золоченой медью барабан главы со шлемовидным золоченым покрытием.
Пройдем внутрь первоначального собора и остановимся под его куполом. Свободное и светлое пространство храма поражает прежде всего своей высотой. Он действительно равнялся по высоте самой крупной постройке Древней Руси – Софии Киевской, но был меньше по площади, и его высота оказалась особенно остро ощутимой. Кроме того, зодчие усилили этот эффект сравнительной легкостью шести стройных крестчатых столбов храма, как будто без усилия и напряжения несущих своды и единственную главу собора. Из ее двенадцати окон лился поток света, так что изображенный в куполе Христос казался как бы парящим в воздухе. В конструкции основания этой большой главы мастера применили своеобразный прием, введя меж больших угловых парусов восемь малых дополнительных парусов, образовавших плавный переход от квадрата подпружных арок к кругу барабана.
Внешний вид собора 1185-1189 годов коренным образом отличался от начального. Галереи и новая обширная алтарная часть с ее стройными расчлененными полуколонками апсидами была несколько ниже старого собора. Его закомары с огромной золотой главой на квадратном постаменте поднимались над сводами обстроек с их меньшими угловыми главами, увенчанными ажурными крестами из прорезной золоченой меди. Композиция храма приобрела ступенчатую ярусность, характерную для храмов X- XII веков, в частности для крупнейших из них - Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве. Фасады галерей приобрели более широкие членения пилястрами; их также опоясывал аркатурно-колончатый пояс.
Владимирский летописец не отметил точной своевременной записью начало постройки Дмитриевского собора. Только в некрологе его строителю Всеволода III упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную» святого мученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Относительная дата постройки памятника все-таки определяется с достаточной точностью – между 1194 и 1197 годами. В XVI-XVIII собор не раз горел. Наконец в результате печально знаменитой «реставрации» 1837-1839годов он лишился своих интереснейших частей – лестничных башен и галерей.
Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типу сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовым храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки двенадцатого века.
По высоте храм делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почти лишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятно перспективного портала. Средний – над колончатым поясом, несколько ниже, и на нем сосредоточено все декоративное убранство. Строгие пилястры, рассекающие фасады на три широких доли, полны сдержанной силы, их движение не вырывается из рамок фасада, как бы разлагаясь в симметричном боковом движении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богато профилированными амбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того, чтобы они могли вместить больше резных камней – они и занимают верхнюю половину фасадов над аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефы располагаются ровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущает количество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаются вверх, поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенности пояса резьбой он уже на небольшом расстоянии представляется широкой горизонтальной лентой, стянувшей тело храма. Первоначально собор был окружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшим колончатого пояса, а западные трети его боковых фасадов прикрывали на всю высоту вводившие на хоры пристройки. Симметрично поставленные лестничные башни выступали по сторонам западного фасада.
В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли. Когда идем к нему луговой тропой, он словно вырастает, и глаз улавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окон и порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности.
Здание построено в 1165 году в честь победы над волжскими булгарами и принадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов, что и Дмитриевский собор. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Алтарные апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно выступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами. Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующие выражению вертикального движения здания. Стены колончатого пояса чуть наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается глазом как сильный ракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчеркивают и многообломные пилястры с полуколоннами, пронизывающие фасады пучками стремительных вертикалей. В верхнем ярусе к ним присоединяются новые вертикали профилировки закомар и узких высоких окон, поставленных прямо на отлив. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт под кровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими окнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытия главы – островерхого шлема. Средняя апсида слегка повышена и разрывает горизонталь венчающего колончатого пояса. Ее окно также чуть приподнято и вырывается из строя окон боковых апсид, подчеркивая ось равновесия фасада и его легкое устремление ввысь.
Для суздальского зодчества этого времени характерны четкость архитектурных форм и линий, декоративность. Если большинство новгородских храмов построены из кирпича, то здесь использовался для строительства белый камень — известняк, который легко поддавался резьбе. Наличие элементов романского стиля в зодчестве Владимиро-Суздальской земли объясняется тем, что в сооружении храмов принимали участие архитекторы из других стран, в частности из Священной Римской империи.
VI. Архитектура Москвы.
Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва.
В Московском княжестве каменное строительство развернулось. во второй четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV — начале XVI в. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль.
Каменное строительство в Москве началось во второй четверти XIVв. Первый этап его относится к 1326-1333гг.,когда были построены четыре небольших каменных храма в Кремле, не сохранившихся до наших дней.
В 1367г. в Москве был возведен единственный в XIV-XVвв. во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль, и с этого времени началась полоса нового интенсивного каменного строительства.
Успенский собор 1326-1327гг.
Каменные постройки этого времени- Успенский собор, церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и церковь- колокольня Иоанна Лествичника(1329)- все они были возведены в Кремле. Все они не сохранились, однако их белокаменная техника свидетельствует о продолжении Москвой традиций владимиро-суздальского зодчества. Стены
Успенского собора украшал резной декор виде аркатурного фриза. Однако в церкви Спаса на Бору место аркатурно-колончатого пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы.
Церковь - колокольня Иоанна Лествичника столпообразная играла роль дозорной вышки Кремля, образуя центральную вертикаль его ансамбля.
Соборы Рождественский-1405г, Троицкий-1422г.
В начале IV века были построены соборы Рождественский (1405 ) Саввино - Сторожевского и Троицкий (1422-1423 ) Троице - Сергиева монастыря. В отличие от Успенского собора в Звенигороде оба монастырских храма массивны и статичны. Здесь нет легких фасадных полу колонок, а тройная полоса резного пояса пересекает плоскости широких лопаток.
В композиции здания присутствует крупная глава.
Успенский собор в Коломне-1380г.
Крупнейшей постройкой XIVв.был Успенский собор в Коломне - городе, которому московские князья придавали исключительно важное значение как стратегическому центру на путях борьбы против иноземных нашествий. Расположение ступенями, декоративные закомары Успенского собора создавали эффективный переход к барабану. Этот белокаменный храм был закончен накануне Куликовской битвы и не дошел до наших времен.
Успенский собор в Звенигороде-1400г.
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества является Успенский собор в Звенигороде (около 1400г.), собор Саввина – Сторожевского в Загорске (1422г.).Эти московские сооружения следуют образцам владимирских зданий, но выполнены они с меньшим декоративным убранством. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полу колонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут поверх апсид и барабана главы. Зодчим этого собора был выдающийся мастер.
Спасский собор Андроникова монастыря прим1420г.
Характерный пример раннемосковского зодчества -Спасский собор Андроникова монастыря. Килевидная форма арок возникла по тем же причинам, что и игловидная форма купола: с заостренного возвышения быстрее отводятся атмосферные осадки. Килевидные арочки, окружающие барабан главы, стали характерной деталью московских церквей. Средняя арка фасада повышена по отношению к боковым что придает динамичность конструкции. Собор Андронникова монастыря высшая точка творческой работы зодчих , рост самобытных черт, коренное переосмысление крестово-купольного системы храма.
Успенский собор1475-1479г.
1475-1479-Успенский собор в Московском Кремле по проекту и под авторским надзором итальянского архитектора Аристотелем Феораванти, ему было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора 12 века. Талантливый мастер не только сохранил красоту и логику древнерусской архитектуры, но и соединил это с ренессансным пониманием архитектурного пространства. Его план, как и фасады, получил равномерное членение. Апсиды замаскированы выступами стен, формы строго геометричны. В соборе нет хоров круглые колонны несут тонкие кирпичные своды перекрытия. Собор удивил современников выдающимися художественными качествами: высотой, светлостью, звонкостью и пространством.
Благовещенский Собор1484-1489г.
В 1484-1489 - псковские мастера построили в Московском Кремле Благовещенский Собор-дворцовую церковь великого князя. Это храмы, поднятые на высокий цокольный этаж-подклет и окруженные открытой галереей. Аркатурно-колончатый пояс на их фасадах и апсидах-дань владимирской традиции. Благовещенский собор, сменивший старую постройку 14 века, был первоначально трехглавым и сохранял хоры, связанные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и каменных палат. От дворца сохранился корпус Грановитой палаты (1487-1491; зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это большой зал площадью около 500 квадратных метров при высоте более 9 метров, перекрытый четырьмя сводами, сходящимся в центре зала на одном столбе.
VII. Заключение.
Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее своеобразному развитию. Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к ХП в. она стала одним из наибольших в культурном отношении государств того времени. ХП—XIII вв. характеризуются расцветом местных школ летописания зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной архитектуры.
Завоевание Руси Монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода её восстановления и нового расцвета.
Русская архитектура сохранила национальный характер, большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород, Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность русской архитектуры. Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных архитектурных школ в единую национальную русскую школу!
Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вами общее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже если и не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленные выше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мы рискуем не дожить до будущего.
VIII.Список использованной литературы.
1. Каргер М. Новгород. – Ленинград, «Аврора», 1975.
2. Бродский Б. Связь времен. – Москва,1984.
3. Воронин Н. Владимир. Боголюбов. Суздаль. Юрьев-Польской. – Москва, 1984.
4. Любимов А.Д. «Искусство древней Руси» 1996.