Публичное право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти, где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое, арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса отраслей являются общественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.
Частное право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного права входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.
Разделение права на публичное и частное носит условный характер. Государство все активнее вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования, квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных собственников, все более ориентируется на них.
Система права затрагивает также проблемы соотношения национального и международного права. Международное право – это правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Республика Беларусь).
Отрасли права Республики Беларусь[2].
Конституционное (государственное) право определяет:
• основы государственного и общественного строя;
• правовое положение личности;
• систему органов государственной власти;
• государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.
Административное право содержит нормы, которые регулируют:
• деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);
• правовое положение государственной службы;
• административную ответственность.
Финансовое право регулирует:
• отношения по сбору налогов;
• формированию государственного бюджета;
• расходованию государственных средств, их распределению и т.п.
Гражданское право регулирует:
• имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);
• некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).
Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.
Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.
Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.
Трудовое право определяет:
• условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
• устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
• регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.
Правотворческий орган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственного управления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрению объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один акт и т.д. На основе всего этого законодатель формирует систему законодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовых актов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.
Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.
Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
В соответствии со ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых различными государственными органами и в различные исторические периоды. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении и развитии. Постоянно меняющиеся общественные отношения, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений обуславливают упорядочивание всего комплекса действующих нормативных актов. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда в течение многих лет накапливается большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима.
Ныне в Беларуси темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов.
Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в законодательстве.
Различают следующие формы (или виды) систематизации:
1. Инкорпорация законодательства
2. Кодификация
3. Консолидация
4. Учет нормативных актов
Инкорпорация (от лат. – in corpore – включаю) – это такой вид систематизации, при котором происходит объединение отдельных нормативных правовых актов в различных сборниках или иных изданиях без изменения их нормативного содержания.
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации (сохранение неизменным содержания нормативных актов) отличает ее от других видов систематизации – кодификации и консолидации.
Вся работа систематизации осуществляется здесь в плоскости внешней обработки правового материала.
Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены эти коррективы.
Систематизировать законодательство в инкорпоративных сборниках можно по различным основаниям.
Поэтому можно выделить следующие виды инкорпорации:
По субъекту принятия инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация предполагает издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. Такие сборники носят официальный характер.
В качестве примера официальной хронологической инкорпорации можно привести Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.
Официозная инкорпорация – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции).
Причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник), и поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официального характера.
Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми ведомствами, организациями, учреждениями либо частными лицами по их собственной инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов.
Это могут быть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых, специалистов-практиков по определенным отраслям права (например, сборник законов о труде, сборник постатейных материалов к уголовно-процессуальному законодательству).
Несмотря на то, что это неофициальные сборники, они имеют очень важное информационное значение, способствуют доступности нормативного материала, расширяют возможность его использования.
Инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого материала. Различают генеральную (полную) - когда в собрание включается все законодательство страны и частичную, когда составляются сборники нормативных актов по определенным вопросам, определенным отраслям законодательства.