Паломнический туризм

Причиной упорядочения (по сути — ограничения) числа уча­стников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.

В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых па­ломникам объясняют правила и особенности организации пред­стоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, расска­зывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 — 30 % поездок на хадж — бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работаю­щие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поезд­ки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении мо­гут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения.

Российские туристы отправляются в паломнические и экскур­сионные поездки в страны Востока. У них вызывает интерес ду­ховное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Не­пала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями ду­ховных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитатив­ные практики и школы и т.д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества тур­фирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т.д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте ме­няются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправи­лись в поездку с помощью российской туристской фирмы, то она оказывает им поддерж­ку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать труд­ности и решать проблемы, если они возникают.

Туризм в Тибет в любом случае имеет сильную религиозную составляющую, даже если цели туристских прибытий не являют­ся религиозными. Дело в том, что в Тибете религиозность прони­зывает все стороны жизни людей. Сакральными являются все празд­ники, а также обычаи людей. Следует сразу отметить, что поездки в Тибет и Непал довольно дороги. Их делают таковыми переле­ты из Дели в Катманду и обратно, из Катманду в Лхасу и обрат­но, аренда джипов в Тибете.

Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю – привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников – люди пожилого и среднего возраста. Реже – молодежь и дети

Нужно сказать, что паломни­чество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жиз­ни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с од­ной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику органи­зации туризма.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РФ.


3.1. К о н ц е п ц и я  р а з в и т и я  р е л и г и о з н о г о  т у р и з м а.

В настоящее время в мире все большее развитие получают  различные виды  познавательного,  в  том числе и религиозного туризма.  Маршруты поездок верующих различных конфессий легли в Израиль,  Грецию, Египет, Иорданию,  Турцию, Италию, Индию, Саудовскую Аравию, Китайский Тибет и другие места,  имеющие религиозную значимость.  Однако существующий на сегодня  уровень подготовки подобных маршрутов российскими турфирмами, их сопровождение, соответствие организации приема положениям различных вероисповеданий  еще не отвечают необходимым требованиям.  Большинство отечественных фирм,  проводящих  эту  работу,  не  имеют  поддержки  и благословения  церкви.  Стоимость  предлагаемых  поездок  в зарубежные страны превышает финансовые возможности большинства граждан страны.

Помимо указанных   нерешенных   вопросов  выездного  религиозного туризма,  практически  совершенно  неразработанной   является   задача привлечения  зарубежных туристов к российским святыням,  в том числе в Москву и  Подмосковье,  на  территории  которых  находится  более  300 объектов,  представляющих  значительный  конфессиональный и культурный интерес.

Настоящая концепция    предусматривает   трехэтапную   реализацию данного проекта.

На начальном (организационном) этапе предусматривается разработка ряда   религиозных   туристских   продуктов,   рассчитанных   как   на православное направление в Израиль, Иорданию, Египет, Грецию и Италию, так  и  на  развитие  въездного  религиозного  туризма.   Предлагается провести  конкурсный отбор отечественных и зарубежных туристских фирм, привлекаемых к реализации проекта и аккредитуемых  в  этой  связи  при ГАО"Москва",  а  также  организацию  специальной  подготовки гидов.  В качестве  транспортных  агентов  предлагается  на  договорной   основе привлечь авиакомпании,  предлагающие максимальные скидки;  аналогичный подход предусматривается в вопросах отбора гостиниц.

В рамках этого этапа на межправительственном и межконфессиональном   уровнях   планируется   подписание   соглашений, предусматривающих   патронаж   и   поддержку  религиозного  туризма  и протекционизм структурам,  его  реализующим.  Данная  позиция  всецело разделяется Государственным комитетом по физической культуре и туризму РФ.

В целях  привлечения  к  религиозному туризму максимального числа средне- и  малообеспеченных  граждан  некоммерческим  фондом  "Русский путешественник"   разработана  финансовая  модель  оплаты  поездки  "в рассрочку" за 1-3 года.  Для исключения  возможности  восприятия  этой модели   как   очередной  финансовой  "пирамиды"  все  взносы  граждан оформляются авторитетной аккредитованной страховой  фирмой  в  порядке накопительного  страхования,  а  размещение туристских путевок-полисов осуществляется через сеть почтовых отделений  и  отделений  Сбербанка. Поддержка проекта Минсвязью РФ и Сбербанком РФ, а также Правительством Москвы,  известным  своей  приверженностью  к   возрождению   духовных ценностей,  позволит  придать  этому  проекту  уровень государственной значимости.

Особое внимание    на   первом   этапе   предполагается   уделить организации въездного религиозного туризма. 

Важнейшим элементом  первого этапа,  безусловно,  должно быть его рекламно-информационное сопровождение:  пропаганда через прессу, радио и  телевидение,  выпуск  путеводителей  для  туристов,  книг  о храмах Москвы,  духовных памятниках  России,  видеофильмов,  проведение  ряда бесплатных  рекламно-информационных  поездок с участием в них деятелей различных конфессий,  журналистов,  представителей  турагентств,  ряда известных и авторитетных лиц.

На втором  этапе  проекта,  длительность  которого составляет 1-3 года,  предусматривается   непосредственная   реализация    массового религиозного  туризма,  включая  аккумулирование  средств  населения с использованием модели накопительного страхования.  

Использование модели  накопительного  страхования  при ее широком внедрении создает возможность  значительного  увеличения  планируемого потока  туристов  с  устойчивым  оборотом  и ежегодными отчислениями в бюджет в размере от 500 тыс.$.

Третьим этапом проекта предусматривается как увеличение ежегодных объемов  религиозного  туризма,  так  и  его качественное расширение в сторону других стран и конфессий.

3.2. С е г м е н т а ц и я   т у р и с т с к  о г о   р ы н к а.

Религиозный туризм можно разделить на несколько различных групп:

Глубоко верующие. Эти люди соблюдают  все  посты,  отмечают  праздники  и    хотели бы прожить в монастырях длительное время.

Верующие люди. Эта группа людей также  отмечает  большинство  праздников, как правило соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.

Интересующиеся. Люди, верящие в Бога, но  не  так  строго  относящиеся  к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна    сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.

Люди не  интересующиеся  религией  как  таковой,  но  который  хотели  бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей. В таблице 1 представлены данные по сегментным группам.

Для первых двух групп целью  посещения  религиозных  святынь  является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и  развитие монастыря или храма. На Руси это  называлось  богомольем,  а  паломничеством считали поездки на Святую  Землю  для  поклонения  Гробу  Господню,  которые организовывало  Российско-Палестинское  общество.  По  религиозным   канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее  10  дней  и  чаще  всего приходиться на религиозные праздники. В наши дни  эти  два  понятия  слились вместе. Сейчас паломничество может длиться от нескольких дней до  нескольких месяцев, по желанию паломников  или  в  зависимости  от  возможностей  места приема. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и  монастыри  разрушены и начали восстанавливаться только сейчас.

Для оставшихся групп характерны экскурсионные туры. Они, как  правило, проходят в течение нескольких дней.

Различие  паломнических  поездок  и  религиозно-познавательных   туров заключается  в  различии  их  целеполагания.  Отсюда   исходят   особенности размещения и питания туристов,  специфика  экскурсионного  маршрута,  выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать