Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 – из 34. Оба предусматривают, в частности, горные работы, металлургическое производство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, химическое производство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транспорт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наименований профессий и должностей[5].
Министерству труда и Министерству социальной защиты населения Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предписано определять с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся.
Приказом Министерства труда и занятости населения РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 8 января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.
Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о результатах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть подтверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.
Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, постоянно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего места, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной занятости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещаемые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Списком, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).
В Списках № 1 и 2 профессии и должности соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), введенному в действие в2001-2003 гг., а также Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики Российской Федерации независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включающимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС. Во всех случаях тарифицировать рабочего и присваивать ему наименование профессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы.
При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняется рабочим, сопоставляется с соответствующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, помещенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих – работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны – по ЕТКС не тарифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специальными положениями.
Следует отметить, что изданный в 2003 году Общероссийский классификатор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его разработчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного классификатора, взятого за основу при разработке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименования профессий, которые в дальнейшем были изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением нескольких родственных профессий в одну). В связи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действующего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действовавшего (старого) наименования и наоборот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, которые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профессий[6].
При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предприятиях допускается местное (произвольное) наименование профессий. В этом случае тождественность местного наименования профессии и наименования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается путем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристиками работ по профессиям действовавших в то время ТКС или ЕТКС.
Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы установить рабочему за выполняемую им работу. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной указанными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая содержится в ЕТКС, то есть она уже юридически существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает.
Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии установлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование профессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождественно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность наименований профессий не может устанавливаться.
В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, наименование профессии устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ[7].
Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методическими рекомендациями государственному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:
– сопоставить утвержденный предприятием Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых положена льготная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
– сравнить тождественность наименования профессии рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС;
– проверить документы, направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.
В случаях, когда в представленных организацией документах для назначения льготных пенсий нет полных данных о характере и условиях труда работников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.
При возникновении спорных вопросов об обоснованности экспертных заключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министерства труда Российской Федерации, выполняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда. Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы[8], зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяснение Минтруда России № 58-ЕК и рекомендовал использовать его при рассмотрении споров, связанных с вопросами льготного пенсионного обеспечения.
2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.
2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда.
Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого стажа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:
– в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 Закона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11