Пенсионная реформа в РФ

Негосударственная пенсионная система, основанная  первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой  избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.

В функционировании негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующие основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.

Размещение резервов, как у негосударственных пенсионных фондов, так и страховых компаний регламентируется нормативными документами и контролируется соответствующими органами. Формирование нормативной базы, регулирующей размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в том числе вложение в ценные бумаги, определилось в 1999-2000 гг. Основными из нормативных документов были постановление Правительства от 23.12.99 РФ №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов  негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27.12.99г. №135 «Об утверждении требований к составу и структуре резервов негосударственных пенсионных фондов».

Размещение пенсионных резервов НПФ должно соответствовать следующим требованиям к их составу:

- стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги без признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в котировальный лист РТС первого уровня;

- не более  50% стоимости пенсионных резервов допускается размещать суммарно в федеральные (государственные) ценные бумаги, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;

- не более 50% стоимости пенсионных резервов – в государственные ценные бумаги РФ и муниципальные ценные бумаги;

- не более 50% стоимости пенсионных резервов – в ценные бумаги других эмитентов.[9]

По виду доходности направление инвестирование разделяются на следующие варианты: вложение с установленной доходностью (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.) и вложения с рыночной доходностью (акции и т.п.). Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости пенсионных резервов.

В целях установления более действенного контроля имеет смысл по аналогии с пенсионными фондами организовать представления в органы страхнадзора ежеквартальной отчетности об инвестиционной деятельности страховщиков по резервам, связанным со страхованием пенсий. Для осуществления такой задачи необходимо четкое разделение на страхование жизни (куда относится и страхование пенсий) и иные виды страхования, как это принято в западных страховых стандартах. Прежде всего предполагается раздельное ведение счетов по учету всех операций по  страхованию жизни и «не жизни». Смысл этого деления в следующем: резервы по страхованию жизни не должны быть подвержены дополнительным серьезным рискам, связанным с возможностью компаний расплачиваться этими резервами по текущим выплатам в рисковых видах страхования. Перетекание средств в Российских страховых компаниях из-за рисковых видах страхования в накопительные и наоборот – серьезный фактор, подрывающий их надежность.

В защиту присутствия страховых компаний на рынке негосударственного пенсионного обеспечения можно привести следующие доводы:

- мировой опыт осуществления дополнительного пенсионного обеспечения в основном страховыми компаниями (например, в Великобритании). Более того, за рубежом большая часть пенсионных фондов рождена страховщиками.

- наличие в России более широкой сети страховых компаний, их филиалов и агентов,  нежели у негосударственных пенсионных фондов.

- предложения со стороны страховщиков не только полисов классического пенсионного страхования, но и разнообразных программ долгосрочного универсального страхования, когда полисы имеют не только накопительную часть, но и рисковую часть (выплаты страховой суммы в случае смерти или инвалидности).

- имеющийся у страховщиков богатый опыт по актуарным расчетам, что делает более низкими для граждан тарифы по пенсионному страхованию.

- относительно безболезненный выход большинства страховщиков из финансового кризиса 1998 года. Обязательства проблемных страховых компаний подхватывали более сильные компании, системы страхования и перестрахования позволяли системе относительно мягко перенести удар.

Видимо, будет не лишним рассмотреть и учесть мировую практику вложения средств пенсионных фондов, причем как государственных так и частных и преломить иностранный опыт на российскую действительность.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ пенсионной реформы в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов.

Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:

·                     базовая пенсия. В настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1260 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;

·                     страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

·                     накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное страхование). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной.

Анализ мирового опыта введения и функционирования накопительных пенсионных систем позволяет сделать ряд выводов, важных для России.

Интерес граждан к передаче управления пенсионными накоплениями к частным компаниям и фондам может сильно превысить прогнозы организаторов системы. Зачастую это приводило к существенному беспорядку в переходный период, например, в сфере учета порядка присоединения граждан к накопительной системе и при переводе средств из государственного пенсионного фонда частным. В Польше более 85% граждан, имевших выбор между пребыванием в «старой» системе и передаче средств в частные пенсионные фонды, выбрали частные пенсионные фонды. В Венгрии более половины работников также добровольно сделали выбор в пользу накопительной системы, и только 1,5% участников, получив такую возможность в 1999-2000 годах, впоследствии вернулось в государственную распределительную систему.

Жесткая система общественного контроля над пенсионной системой и конкретными пенсионными фондами, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной пенсионной системы.

Просвещение и информирование будущих участников системы, в том числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались серьезно и ответственно.

Принцип приоритета интересов будущих пенсионеров должен стать основой нормативной базы и кодексов саморегулирования. Необходимо более четко прописать гарантии для пенсионеров, учитывая то, что основной ущерб возникает не от злого умысла управляющих или государства, а от ошибок при оценке рисков.

Анализ результативности государственного управления пенсионными активами показывает его неэффективность по сравнению с деятельностью частных управляющих компаний. Казахский опыт планомерного снижения доли активов государственного накопительного пенсионного фонда и его заранее объявленная приватизация являются оптимальным вариантом смягчения перехода к новой системе.

 Многие вопросы (право собственности на активы, порядок раздела пенсионных накоплений при разводе супругов, порядок выплат средств фондами, процедура раскрытия информации) не имеют однозначного решения и, скорее всего, должны стать предметом обсуждения специалистов и общественности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

5. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;

6. Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции от 10.01.2003).

7. Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // Власть и управление на Востоке России. – 2004 №1

8. Дегтярь Л.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта. // Проблемы прогнозирования. -  2002  №6.

9. Кузьмина А. Эволюция и рыночная трансформация пенсионной системы Российской Федерации. // Вопросы социального обеспечения. – 2006 №11.

10.  Роик В.Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы. // Страховое дело. – 2003 №7.

11. Рыжановская Л.Ю. Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов. //Финансы и кредит. – 2003 №7.

12. Селиванов А.В. Государственная политика в области реформирования пенсионной системы. //Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. -  2002 №12.

13. Соловьев А.  Экономическое обоснование пенсионной реформы. // Государственная служба. – 2003 №2.

14. Хмыз О. Реформирование российской системы пенсионного обеспечения: pro et contra. // Вопросы экономики. – 2003 №12.

15. Интернет адрес: Официальный сайт Пенсионного фонда РФ www.pfr.ru

16. Интернет адрес: www.pension.spros.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Национальные пенсионные схемы, 1999г.


распределительная

накопительная

смешанная

Чисто распределительная

Условно-накопиетельные счета

Провиденциальные фонды (государственное управление)

Индивидуальные счета (частное управление)

ОЭСР·

Италия

-

-

Австралия, Швеция, Швейцария, Великобритания

Латинская Америка•

-

-

Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика

Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай

ЦВЕ и страны бывшего СССР

Киргизия

Казахстан


Хорватия, Венгрия, Латвия, Польша

Камбоджа, Корея, Лаос, Филиппины, Вьетнам, Индонезия••, Малайзия ••

Китай, Монголия, Индия

Индонезия, Малайзия, Индия


Гонконг, Таиланд

• Все страны, кроме указанных в других столбцах таблицы

•• Государственный сектор


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристика многоуровневых пенсионных схем в некоторых переходных экономиках


Страна

Время начала реформ

Характер первого уровня

Доля работников, пользующихся условно-накопительными счетами (2000 г.),%

Стратегия перехода

Венгрия

Январь 1998 г.

Распределительная система

45

Обязательный для вновь вступающих на рынок труда, добровольный для всех остальных

Польша

Январь 1999г.

Условно-накопительные счета

70

Обязательный для лиц моложе 30 лет, добровольный для лиц 30-50 лет

Казахстан

Январь 1998г.

Гарантированный минимум

100

Обязательный для всех работников

Латвия

Июль 2002г. (системы условно-накопительных счетов – январь 1996г.)

Условно-накопительные счета

72

Обязательный для лиц моложе 30 лет, добровольный для лиц 30-50 лет

Хорватия

Январь 2002г.

Распределительная система

60-70

Обязательный для лиц моложе 40 лет, добровольный для лиц 40-50 лет



[1]  Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ. М.-2005г. (с.14)

[2]  Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ. М.-2005г. (с.16)

[3] А.Соловьев «Экономическое обоснование пенсионной реформы. Государственная служба №2

[4]  Дегтярь Л.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта. Проблемы прогнозирования 2002г. №6

[5] Кузьмина А. Эволюция и рыночная трансформация пенсионной системы РФ.  Вопросы социального обеспечения 2006 №11

[6] Хмыз О. Реформирование российской системы пенсионного обеспечения:proetcontra. Вопр. эк-ки2003№12

[7]  Интернет адрес: www.pension.spros.ru

[8] Рыжановская Л.Ю.Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов. Финансы и кредит – 2003,№7

[9] Интернет сайт www.pension.spros.ru

[10] Интернет сайт www.pfr.ru


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать