Перевозка пассажиров
Днепропетровский государственный университет
внутренних дел
Реферат
с дисциплины „Автомобильная подготовка”
на тему: «Перевозка пассажиров»
Выполнил:
курсант 301 уч.гр.
рядовой милиции
Коржанский М.Я.
Проверил:
преподав. каф.
автомобильной подготовки
Макаревич В.В.
Днепропетровск, 2007
Новшеством сегодняшнего законодательства является то, что законом Украины «О дорожном движении» предусмотрено[1], что водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию работника милиции страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств и лицензионную карточку на автомобильное транспортное средство, в случае предоставления услуг с перевозки пассажиров и груза.
Правилами дорожного движения Украины предусматриваются такие положения:
Разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном технической характеристикой, так, чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзорность, в соответствии с правилами перевозки.[2]
Правила дорожного движения конкретизируют требования к пассажирам, которые должны сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление (раздел 5, пункт 5.2 «а»), и ужесточают требования к их перевозке — разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном технической характеристикой, так, чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзорность, в соответствии с правилам перевозки.
При этом и Правила перевозки пассажиров, и Правила дорожного движения определяют, что транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, должны соответствовать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующую лицензионную карточку, находиться в надлежащем техническом и санитарном состоянии и быть укомплектованными в соответствии с требованиями Правил дорожного движения (огнетушитель, аптечка и т. п.).
Безопасная перевозка пассажиров, в первую очередь, зависит от водителя. Поэтому водитель, прежде чем начать движение с пассажирами, должен убедиться в том, что пассажиры заняли предназначенные для них места и что выполнены другие условия, обеспечивающие безопасность движения, которые предусмотрены этим пунктом Правил. Что касается номинальной пассажировместимости, то она предусмотрена в технической документации на транспортное средство заводом-изготовителем. Исключение могут составлять дети дошкольного возраста, однако их число должно определяться свободным местом при условии, что они не будут создавать помех водителю. При этом следует учитывать, что перевозка детей в возрасте до 16 лет в кузове грузового автомобиля запрещена, а детей ростом менее 145 см или не достигших 12-летнего возраста — на переднем сиденье легкового автомобиля, микроавтобуса (при отсутствии специального детского сиденья) и на заднем сиденье мотоцикла.
Водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
Согласно единообразным предписаниям, касающимся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования, отделение водителя — это пространство, в котором располагается рулевое колесо, органы управления, приборы и другое оборудование и устройства, необходимые для управления автобусом и предназначенные исключительно для водителя.
Данное требование имеет целью обеспечить нормальный режим и условия работы водителя при перевозке пассажиров по маршруту. Оно является также непременным условием для обеспечения безопасности дорожного движения.
Во время перевозки в автобусе, микроавтобусе организованной группы детей должно быть не менее одного взрослого сопровождающего. При этом спереди и сзади обязательно устанавливается согласно требованиям подпункта «в» пункта 30.3 Правил дорожного движения опознавательный знак «Дети».
Этим положением перевозке организованных групп детей уделяется особое внимание. Прежде всего, это связано с возрастом данной категории пассажиров, которые располагаются на сидениях не так устойчиво, как взрослые, и поэтому при резких маневрах они могут получить травмы из-за потери равновесия. Именно для обеспечения безопасности таких пассажиров необходимы взрослые сопровождающие, которые могли бы контролировать их положение и поведение в автобусе, так как водитель во время движения, выполняя основную функцию по управлению транспортным средством, это сделать не в состоянии. Обозначение транспортных средств опознавательным знаком «Дети» преследует цель повысить безопасность перевозки детей путем предупреждения других водителей о необходимости проявления особой осторожности при движении рядом с транспортным средством, перевозящим детей.
Водителю запрещается начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до остановки транспортного средства.
Во избежание выпадения пассажиров из открытых дверей транспортного средства водителю категорически запрещается начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до остановки транспортного средства. Кроме того, водителям междугородних и туристических автобусов предписано перед началом поездки инструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами. Пассажирам транспортного средства, согласно требованиям пункта Правил дорожного движения, запрещается открывать двери транспортного средства не убедившись, что оно остановилось возле тротуара или обочины, препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки и выступающие части транспортных средств.
Перевозка
пассажиров (до 8 человек, кроме водителя) в приспособленном для этого грузовом автомобиле
разрешается водителям, имеющим стаж управления транспортным средством более трёх
лет и удостоверение водителя категории «С», а в случае перевозки свыше
указанного количества
(включая пассажиров в кабине) — категорий «С» и «О».
Грузовые автомобили часто используются для перевозки грузчиков, экспедиторов или других лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением. Правила в этом случае не устанавливают особых требований к оборудованию кузова, однако люди должны быть обеспечены удобными местами, расположенными ниже уровня бортов. Данный же пункт оговаривает лишь дополнительные требования, касающиеся стажа водителя и наличия у него удостоверения с соответствующими категориями, что позволяет осуществлять безопасную перевозку определенного количества людей грузовым автомобилем.
Грузовой автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сиденьями, закреплёнными в кузове на расстоянии не менее 0,3 м от верхнего края борта и 0,3-0,5 м. от пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
Правила не регламентируют число сидений, которыми должен быть оборудован кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки групп людей, а также их определенное расположение вдоль или поперек кузова. Число перевозимых людей зависит от числа сидений. Следует отметить, что сидения должны быть расположены таким образом, чтобы исключить падение людей и их травмирование перевозимым грузом.
Количество пассажиров, перевозимых в кузове грузового автомобиля, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
При оборудовании кузова автомобиля для перевозки людей следует исходить из требований безопасности и удобства, т. е. ширина места для одного взрослого пассажира должна составлять 40-50 см.
Перевозить людей по двое на одном сиденье, а также сидящих на бортах или стоящих в кузове запрещается.
Военнослужащие
срочной службы, имеющие удостоверение водителя транспортного средства категории
«С», допускаются к перевозке пассажиров в кузове приспособленного для этого
грузового автомобиля согласно количеству оборудованных для сидения мест после
прохождения специальной
подготовки и стажировки в течение б месяцев.
Требования к перевозке людей в кузове грузового автомобиля изложены в пункте 21.5 Правил. Данный же пункт содержит исключение из этих требований, которое касается исключительно водителей — военнослужащих срочной службы.
Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров об их обязанностях и правилах посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что созданы условия для безопасной перевозки пассажиров.
Водитель грузового автомобиля несет персональную ответственность за безопасный проезд пассажиров и за их безопасную посадку и высадку. Он обязан каждый раз перед поездкой инструктировать пассажиров о порядке их посадки и высадки (п. 5.1 Правил), следить за их действиями и за правильным размещением в кузове. Рекомендуется из числа находящихся в кузове пассажиров назначать старшего, оговорив с ним способы сигнализации при возникновении необходимости остановить транспортное средство.
Не убедившись, что условия по обеспечению безопасности пассажиров созданы, водитель не должен начинать движение.
Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим груз или едущим за ним, при условии, что они обеспечены местами для сидения, расположенными согласно требованиям пункта 21.6 Правил и техники безопасности. Количество пассажиров в кузове и кабине не должно превышать 8 человек.
Разрешение перевозить в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, только лиц, следующих за получением груза или сопровождающих его, означает, что независимо от того, имеется или отсутствует в кузове такого автомобиля груз, перевозка иных лиц запрещена. Это касается и лиц, работающих на предприятии, которому принадлежит автомобиль. Следует также отметить, что расположение груза и людей должно исключить возможность падения или травмирования последних.
Запрещается перевозить:
а) пассажиров
вне кабины автомобиля (кроме предусмотренных настоящими Правилами случаев перевозки
пассажиров в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в
кузове-фургоне, предназначенных для перевозки пассажиров), в кузове
автомобиля-самосвала, трактора, других
самоходных машин, на грузовом прицепе, полуприцепе, в прицепе-даче, в кузове
грузового мотоцикла;
Требование данного подпункта Правил распространяется на все возможные случаи перевозки людей: перевозку групп людей; перевозку лиц, следующих за грузом или сопровождающих груз; перевозку попутных пассажиров и т. п., так как указанные способы перевозки могут повлечь травмирование людей.
б) детей ростом менее 145 см или не достигших 12-летнего возраста — на переднем сиденье легкового автомобиля, микроавтобуса (при отсутствии специального детского сиденья) и на заднем сиденье мотоцикла;
Предусмотренный данным подпунктом запрет распространяется исключительно на перевозку детей до 12 лет или ростом менее 145 см на заднем сидении мотоцикла и на переднем сидении легкового автомобиля мотивирован, прежде всего, тем, что, учитывая их возраст и непонимание в полном объеме вопросов обеспечения своей безопасности, невозможно предупредить их травмирование при резких маневрах из-за потери равновесия при отсутствии специальных детских сидений. При наличии специального детского сидения, установленного на переднее сиденье автомобиля, перевозка в нем детей, не достигших указанного роста или возраста, разрешена.
в) детей до 16-летнего возраста в кузове любого грузового автомобиля;
Подпункт предусматривает запрещение перевозки детей в возрасте до 16 лет в кузове грузового автомобиля ввиду того, что эта категория пассажиров не в полной мере понимает вопросы обеспечения личной безопасности и при маневрах грузового автомобиля дети могут потерять равновесие и получить травмы.
г) организованные группы детей в темное время суток.
Данное требование вводится с целью повысить безопасность перевозки детей, а в темное время суток снижается видимость и практически невозможно предупредить других водителей о необходимости проявления особой осторожности при движении рядом с транспортным средством, перевозящим детей.
Интересно, что в международной Конвенцией «О дорожном движении»[3] предусматривается, что водителям велосипедов и велосипедов с подвесным двигателем запрещается перевозить пассажиров, однако в Украиной было подписано отступление от этого положении. Это же отступление предусмотрено и самой Конвенцией, так, в ней указывается, что Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут разрешить отступления от этого положения и, в частности, разрешить перевозку пассажиров на дополнительном сиденье (сиденьях), оборудованном на велосипеде. Водителям мотоциклов разрешается перевозить пассажиров только в коляске (если таковая имеется) и на дополнительном сиденье, которое может быть оборудовано позади водителя.
Литература
1. Конституция Украины. – 1996 г. с поправками и дополнениями, внесенными согласно Закону Украины «Про внесение изменений в Конституцию Украины» №2222-IV от 08.12.2004 г.
2. Постановление Кабинета Министров Украины № 1306 от 10.10.01 г. «Про правила Дорожного движения» в редакции от 23.06.2007 г.
3. Закон Украины «О дорожном движении» № 3353-12 от 30.06.1993 г. в редакции от 17.02.2006 года.
4. Конвенция «О дорожном движении» (Вена, 1968) с поправками от 03.03.1993 г.
5. Комментарий к правилам дорожного движения. – Х. «Проминь», 2004 г.
[1] Закон Украины «О дорожном движении», ст. 16.
[2] Похожее положение закреплено также в конвенции «О дорожном движении» (Вена, 1968), ст.30-бис.
[3] Конвенция «О дорожном движении» (Вена, 1968), ст. 27 ч. 3.