Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания

Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания

Содержание



                   Введение…………………………………………………………………3


1.     Понятие прогнозирования и планирования…………………………………4

1.1     Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

1.2     Планирование целей предприятия………………………………………5

1.3     Этапы и принципы планирования……………………………………….7

1.4     Виды планирования………………………………………………………9

1.5     Методы планирования…………………………………………………..12


2.     Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания……………………………………………………………………….15

2.1     Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…..15

2.2     Прогнозирование валового дохода…………………………………….21


Заключение………………………………………………………………26


Список использованных источников…………………………………..27






Введение


В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего.  В данной курсовой работе мы особое внимание уделяем  прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений.  Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП.

Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки  прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность  прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения  основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.

         Разработкой данной темы занимались такие известные зарубежные экономисты, как В. Хойер, Р. Акофф, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор и российские ученые – Ю.Осипов, Р. Валевич, Г. Давыдов и Р. Шпицнер.

        




 

1.   Понятие прогнозирования и планирования


         Планирование и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.


1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования

         Прогноз – научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях.

         Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования:

      - поисковый этап – рассмотрение будущего состояния отрасли при неизменности влияния на нее;

-       целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.

Прогнозы также имеют  классификацию по различным признакам:

1.     По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы.

2.  По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).

3.  По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений.

4.  По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.

Прогнозирование выполняет следующие функции:

         количественный и качественный анализ  тенденций развития предприятия – здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;

         вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;

         оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.

          Принципами прогнозирования являются:

    системность;

    адекватность;

    альтернативность;

          Методы прогнозирования делятся на две группы:

-       качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов;

-       количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении.


1.2 Планирование целей предприятия

          Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование.

          Комплексно-целевые прогнозы – план.

          План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов.

          Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.

          Отправной точкой планирования является планирование результатов.

          Классификация результатов:

1.     «идеал» - результат, который в принципе не достижим, но к которому можно и нужно стремиться.

Планирование ориентированное на идеал называется нормативным планированием.

2.     «цель» - результат, которого можно достигнуть в обозримом будущем.

Планирование, ориентированное на глобальную цель принято называть стратегическим планированием.

3.     «задачи» («подцели») – результат, который имеет конкретную форму и достигается в конкретные промежутки времени.

Планирование, ориентированное на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием.

Временной аспект планирования связан с выбором целей, обеспечивающих непрерывность планирования. Между целями всегда существует жесткая зависимость.

 Можно выделить следующие виды целей:

1)     Конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке);

2)     Высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг);

3)     Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);

4)     Подцели (увеличение количества услуг).

По возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.

К экономическим относятся: объем услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и т.д.  Количественные тесно связаны с экономическими.

Качественные цели ПОП – это уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым стандартам.

Основные стратегические цели ПОП в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:

a.      Завоевание и расширение доли рынка, на котором работает предприятие;

b.     Рост прибыли на вложенный капитал;

c.     Завоевание доверия клиентов;

d.     Эффективность функционирования.


1.3 Этапы и принципы планирования

Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:

                              I.      Разработка общих целей;

                           II.      Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;

                        III.      Определение путей и средств достижения целей;

                        IV.      Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Процесс планирования может быть расширен до шести этапов,  к вышеуказанным добавляется: анализ ситуации и планирование реализации.

Многие авторы считают, что следует выделять формулировку проблемы в качестве первого этапа планирования.

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно.

К основным принципам планирования относятся следующие:

·     Гибкость (адаптивность) – реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта – это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

·     Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

·     Холизм – объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно  и во взаимозависимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать