Планирование развития рекркационно-туристической деятельности в регионе

Все же в период 1997-2002 гг. понемногу начали возрождаться отдельные принципы территориального и отраслевого планирования в Украине. В марте 2000г. принят Закон Украины “О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины”, который определяет правовые, экономические и социальные основы формирования целостной системы прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц как составной части общей системы государственного регулирования экономического и социального развития страны. Разработана программа экономического и социального развития Украины до 2010 г. (Украина – 2010).Исходя из ее основных положений и с учетом региональных особенностей и проблем разработана и Стратегия экономического и социального развития Донецкой области (Донецкая область - 2010). Разработаны аналогичные программы развития других областей. Начиная с 1997 года ежегодно в областях разрабатываются перспективные программы экономического и социального развития городов, административных районов.

В Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989г., отмечено: „Туризм должен планироваться Государственными властями, а также властями регионов и туристической индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого феномена” [7].

Наличие всесторонне обоснованного и детально разработанного плана позволит активно развивать деятельность туристических предприятий и других объектов туристической и санаторно-курортной специализации на рекреационной территории, привлекать инвесторов и кредитные ресурсы, максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки, оценивать промежуточные и конечные результаты коммерческой туристической деятельности. Регулирование процессов развития рекреационно-туристической деятельности в рекреационных регионах невозможно без создания стройной системы взаимоувязанного комплексного планирования на всех уровнях управления, обеспечивающей в регионе необходимые туристические условия для всех слоев населения. Намеченный законом порядок планирования предполагает возможность включения в общегосударственную систему планирование и программирование развития рекреации и туризма, а также комплекса мер стратегической трансформации рекреационных территорий. В 1997 году разработана Программа развития туризма в Украине до 2005 года (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 702).

Однако в большинстве случаев в ней отсутствовали мероприятия по реконструкции инфраструктуры отдыха и упорядочению рекреационных территорий, что не способствовало повышению рентабельности рекреационно- туристического потенциала. Учитывая важное значение рекреационно-туристической отрасли для активного развития экономики и социальной сферы в Украине, Кабинет Министров во исполнение указа Президента Украины от 10 августа 1999г. своим постановлением №583 утвердил 29 апреля 2002г. Программу развития туризма на 2002-2010 гг., определив при этом основные недостатки, которые тормозили развитие туризма и не были устранены Программой-2005. Новая программа была призвана стимулировать эффективное использование наличных рекреационных ресурсов, развитие рыночных отношений в туристической сфере определить перспективы дальнейшего развития туризма и рекреации на основе анализа их состояния во всех регионах. Программой была также определена необходимость проведения работы по привлечению средств иностранных и отечественных инвесторов для развития туристической инфраструктуры, наращиванию объемов туристических услуг за счет расширения въездного и внутреннего туризма [8]. Система планирования должна определять стратегию и тактику рекреационно-туристической деятельности, сохранения природной среды и развитие туристических услуг, организацию выработки туристического продукта. Развитие рекреационно-туристической деятельности на конкретной территории может быть намечено программой на далекую перспективу с учетом направлений развития туристических предприятий, обеспечивающих регулирование процессов рекреационно-туристической деятельности на рекреационной территории. Основное при разработке плана – постановка цели. Она должна быть всегда реальной. Должна учитывать сложившуюся ситуацию, ставить проблемы, которые должны быть решены в плановый период и определять меры для достижения цели, а, главное, исходить из наличия трудовых, материальныхресурсов и финансовых средств для реализации намеченных мероприятий и возможных их поступлений из других источников. Целью комплексной долгосрочной (сроком не менее чем на 20 лет) региональной программы, должно быть поэтапное превращение региона в курорт международного класса, путем устойчивого развития рекреации и туризма. Ее комплексность заключается не только во взаимосвязи внутренних процессов системы, но и во взаимной увязке с социально-экономической ситуацией в регионе и в Украине в целом, определять приоритетность рекреационной деятельности и развитие других отраслей хозяйствования, сопутствующих рекреации. Она должна разрабатываться на основе глубокого социально-экономического анализа развития соответствующей территории и характеристики основных проблем развития на ней туристического комплекса. Уточнение стратегических целей осуществляется при разработке  пятилетнего прогноза, в котором ставится более скромная цель, учитываются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При разработке краткосрочных (годовых) программ должны уточняться и корректироваться прогнозные (пятилетние) задания с учетом их выполнения в предыдущие годы.На этом этапе планирования обеспечивается тактика выполнения долгосрочной целевой программы и создания в рекреационном регионе необходимых условий для устойчивого развития рекреационно-туристической деятельности, ставя более близкие цели достижения главного результата. В зависимости от первоочередности и значимости мероприятия могут финансироваться из бюджетов различных уровней: государственного, областного, районного и поселкового в зависимости от того, задачи какого значения (государственного, регионального или местного) решаются при реализации данного мероприятия. Поскольку ни одна отрасль мирового хозяйства не работает так интенсивно и стабильно, как туризм, во всех развитых странах придается исключительное значение укреплению ее материально-технической базы и расширению инфраструктуры. Идеальный вариант: государство и регион создают инфраструктуру туризма, поскольку нормальный инвестор легче идет на готовую инфраструктуру, созданную государством, получая более быструю отдачу от вложенных средств, хотя инвесторам могут предлагаться и отдельные площадки с готовым проектом их обустройства, выделяя землю в аренду с последующим (после обустройства) ее выкупом. Для этого в программах следует сосредоточить внимание и государственных, и региональных органов управления на создание рекреационно-туристической инфраструктуры: строительство высококлассных гостиниц, открытие сети ресторанов, кафе, ночных клубов, создание индустрии развлечений на уровне мировых стандартов. Во многих регионах этому должна предшествовать большая подготовительная работа: прокладка инженерных коммуникаций; строительство дорог с учетом современных требований высокоскоростного движения; проведение инвентаризации основных рекреационно-туристических фондов и оценка условий содержания отдыхающих, оказания необходимых условий для решения вопросов смены собственников. Поднятие качества оказываемых рекреационно-туристических услуг до мирового уровня и их диверсификация заинтересует иностранных туристов, повысит их посещаемость в регионе, обеспечивая в перспективе Украине в регионах выход на мировой рынок рекреационно-туристических услуг, развивая въездной туризм, как одно из приоритетных направлений турбизнеса. На первых этапах положительных результатов уже можно добиться, сосредоточив усилия на развитии внутреннего и въездного туризма. Не случайно свои лидирующие позиции относительно приема иностранных туристов в рейтинге ведущих туристических адресатов в течение многих лет сохраняют Франция, США, Испания, Италия, а в 1996 году в пятерку лидеров стремительно ворвался Китай, переместившись с 12-го места в 1990 году. Украина по этому рейтингу находится в конце пятого десятка [9]. Рекреационные системы функционируют в сфере отдыха и туризма, т.е. формируются и развиваются при взаимодействии групп людей с природными ресурсами, хозяйствующими структурами, культурно-историческими комплексами. В процессе развития их особи оказывают свое влияние при взаимосвязях с большими, сложнымии развивающимися динамически хозяйственными, социальными, экологическими и другими системами. При этом возникают проблемы, присущие общим социально-экономическим территориальным системам, поскольку в основе рекреационных систем лежит хозяйственная деятельность по производству услуг в сфере отдыха, оздоровления, туризма и другие виды хозяйствования, призванные обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности на данной территории. В то же время следует учитывать их специфичность, связанную с решением социально-экономических проблем не только для постоянных жителей данной территории, но и для отдыхающих. Очевидно, что если схема функционирования региональных систем включает, как минимум, три взаимозависимых блока: “экономика”, “население”, “природная среда”, то рекреационная система должна включать четвертый блок – “отдыхающие”, который становится основополагающим в хозяйственной деятельности данной системы. Следовательно, комплексную взаимосвязь функционирования и развития рекреационной системы обеспечивает основная центральная подсистема – группа отдыхающих, играющая роль интегратора состояния других подсистем. Их рекреационные потребности являются двигателями развития системы. На территориальную организацию, управление, планирование отдыха и туризма влияет множество факторов, среди которых особое место занимают социально-экономические. Их можно разделить на две группы:

а)порождающие потребность в организации и устойчивом функционировании рекреационной отрасли;

б) обеспечивающие (реализующие) динамические возможности организации лечения и отдыха населения, – рекреационно-хозяйственная деятельность.

Влияние и эффективность этих взаимосвязанных факторов будут

проявляться в организации рекреационной деятельности в целом по Украине и в территориальной локализации системы отдыха и туризма в зависимости от уровня развития производительных сил страны. Таким образом, с позиции значения рекреационно-туристической деятельности для экономики Украины и ее регионов, в статье обосновывается необходимость государственного регулированияее развития на всех уровнях управления. Поскольку, естественным, объективным процессом регулирования общественных отношений является планирование, положительных изменений в рекреационно-туристической сфере Украины и ее регионов можно добиться при условии эффективного экономического механизма управления, поддержанного нормативно-правовыми и законодательными актами, правильного выбора стратегии ее развития, которая бы предусматривала не только сохранение сложившихся традиций роста, но и определение возможных путей и направлений его существенного ускорения. Система планирования должна определять стратегию и тактику рекреационно-туристической деятельности, сохранения природной среды и развития туристических услуг, организацию и развитие туристического продукта. Стратегия развития рекреационно-туристической деятельности на конкретной территории может быть намечена программой на далекую перспективу с учетом направлений развития туристических предприятий, обеспечивающих регулирование процессов развития рекреационно- туристической деятельности на рекреационной территории.

Применение разумных методов планирования на государственном, региональном и местном уровнях во взаимосвязи с отраслевым планированием поможет заложить основу для обеспечения на рекреационной территории устойчивого развития рекреационно-туристической деятельности.

Список литературы

1. Ткаченко Т., Мельниченко С. Тенденції розвитку світового туризму //

„Вісник КНТЕУ”. – 2004.- №6. – С. 80-85.

2. Яновский. Въездной туризм: нереализованные возможности // „Бизнес-

информ”. - 1997. – № 11. - С. 50-52.

3. Бойко М., Гопкало Л. Засади формування пріоритетних напрямків

туристичної політики України // Регіональна економіка. – 2005. - №1. – С.222.

4. Конфергенция по албенски. – Зеркало недели, № 32, 8 августа 1998.

5. WWW.tourism.gov.ua.

6. Федорченко В.К., Дьорова Т.А. Історія туризму в Україні. – К.: Вища шк.,

2002. – 195с.

7. Тихонова. Н.И. Аспекты стратегического планирования в туристическом

бизнесе. – Симферополь: ”Экономика Крыма”, 2003. - №10. – С.37-39.

8. Шаптала О. Організація державного управління сферою рекреаційного

обслуговування в Україні // Збірник наукових праць Національної академії

державного управління при Президентові України. – К., 2003. - №2. – С.357.

9. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: Учебник /А.Д. Чудновский,

М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.9.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать