Показатели физического развития детей дошкольного возраста
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как техника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков.
Измерение детей первого года жизни проводится в положении лежа горизонтальным ростомером. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась макушкой к поперечной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник плотно фиксирует голову ребенка. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Расстояние между неподвижной и подвижной планкой будет соответствовать росту ребенка.
Измерение роста у детей старше года проводится в положении стоя ростомером. Ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания.
Определение массы тела у детей раннего возраста проводится на весах с максимально допускаемой нагрузкой до 20кг. Вначале взвешивается пеленка. Она кладется на лоток весов, так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка ягодицами, ножками на узкую часть. Помещать ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытом коромысле весов, стоя не сбоку, а прямо со стороны коромысла весов. Показания веса отсчитывают с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка (нижнюю гирю необходимо помещать только в имеющиеся на нижней, шкале насечки). После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки.
Взвешивание детей до одного года в дошкольных учреждениях проводится каждые 10 дней, от 1 до 3 лет — один раз в месяц.
Измерение окружности груди производится сантиметровой прорезиненной лентой в состоянии спокойного дыхания (паузе, а детей старших возрастов при вдохе и выдохе). Лента накладывается сзади — под углами лопаток, а спереди — на уровне нижнего края сосков.
Помимо антропометрических измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т. д. Определять толщину подкожножирового слоя следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди — между соском и грудиной, на животе — на уровне пупка, на спине — под лопатками, на конечностях — на наружной поверхности бедра и плеча, на лице — в области щек). В зависимости от толщины подкожножирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожножирового слоя.
Определение тургора мягких тканей
проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и
всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом
воспринимается ощущение сопротивляемости или упругости, называемое тургором.
Если тургор снижен, то при сдавливании определяется ощущение вялости или
дряблости.
Тонус мышц определяется при
помощи пассивного сгибания
и разгибания верхних и нижних конечностей.
По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а
также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. У здоровых детей тонус и масса
мышц на симметричных местах должны быть одинаковыми.
Эти описательные признаки оцениваются по выраженности как «малая», «средняя», и «большая».
Индивидуальная оценка физического развития базируется на сопоставлении его антропометрических данных с регионарными нормативами, разработанными методом регрессивного анализа. Использование нормативных или дентальных таблиц позволяет дать дифференцированную характеристику физического, развития ребенка и выделить, детей, нуждающихся в постоянном контроле и консультации специалиста.
Отставание в физическом развитии может быть обусловлено рядом причин, которые необходимо выявить врачу дошкольного учреждения. Определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Чаще причиной неудовлетворительного физического развития являются хронические инфекции и интоксикаций, в первую очередь ревматизм, тонзиллогенная кардиопатия, хронический пиелонефрит, гипотиреоидный нанизм. О нанизме можно говорить лишь в том случае, если показатель роста более чем на 10% ниже стандарта.
Детальное обследование ребенка позволяет выявить особенности его кожи, лимфатического аппарата, костной системы. У детей дошкольного возраста может быть выявлен сколиоз или воронкообразная грудная клетка. Своевременное обнаружение этой патологии предотвращает развитие инвалидности в будущем. Все дети с подозрением на патологию опорно-двигательного аппарата, должны быть направлены на консультацию к ортопеду, показана корригирующая гимнастика.
возраст |
мальчики |
девочки |
пульс |
дыхание |
а/д |
|
|
||
вес |
рост |
вес |
рост |
||||||
1 год |
11,5-13,8 |
82-87 |
11,7-13,5 |
80-87 |
120-125 |
35 |
|
|
|
2 год |
12-14 |
85-92 |
11,8-14,0 |
82-90 |
110-115 |
|
|
|
|
3 год |
13,8-16 |
92-99 |
13,6-16 |
91-99 |
105-100 |
28 |
|
|
|
4 год |
15,8-18,5 |
98-107 |
14,5-17,5 |
95-108 |
100-106 |
|
80-104 40-60 |
|
|
5 лет |
17,6-21,7 |
105-116 |
16,9-19,9 |
98-112 |
100 |
|
80-109 40-60 |
|
|
6 лет |
19,6-24,2 |
111-121 |
18,8-23,8 |
111-116 |
90-96 |
26 |
80-109 40-60 |
|
|
7 лет |
21,6-28,2 |
118-139 |
21,8-27,4 |
118-129 |
85-90 |
|
80-109 40-70 |
|
|
8 лет |
|
|
|
|
80-87 |
|
80-109 40-70 |
|
|
9 лет |
|
|
|
|
80-85 |
|
85-114 45-74 |
|
|
10 лет |
|
|
|
|
78-75 |
20 |
90-119 50-70 |
|
|
12 лет |
|
|
|
|
75-72 |
|
90-119 50-70 |
|
|
13 лет |
|
|
|
|
72-82 |
|
95-117 53-73 |
|
|
14 лет |
|
|
|
|
72-76 |
17 |
95-117 53-73 |
|
|