Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.

Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.


3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)


Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотруд­ничество в рамках этой организации носило преимуществен­но двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афга­нистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркме­нистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.

Основной задачей ОЭС является создание условий для не­прерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик госу­дарств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.

ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приори­тетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рам­ках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств про­водятся совещания Совета министров и встречи Глав госу­дарств-членов.

На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стам­буле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбуль­ская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Так­же было принято решение об учреждении 4-х крупных инсти­тутов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.

На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состояв­шейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утвер­ждены основополагающие документы по созданию региональ­ных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой ком­пании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле[33], Соглашение об упрощенном по­рядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исла­мабадская Декларация.

Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важнос­ти. Главы государств одобрили пересмотренные и обновлен­ные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изме­нений на международной арене, оказывающих влияние на ре­гион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.

Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укреп­ляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и между­народными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конферен­ция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамб­лея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодо­творных взаимоотношений с другими крупными региональ­ными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.

Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной при­оритет отдается таким областям, как транспорт и коммуника­ции, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и куль­туры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить осно­вой для развития других сфер экономики.

В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и ра­бот. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на учас­тке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-ки­лометровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В ре­зультате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бен­дер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через го­рода Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспе­чивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транс­портировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.

Для повышения эффективности использования трансази­атской железной дороги странам-членам необходимо рассмот­реть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной ин­фраструктуры региона и организации согласно международ­ным правилам и заключенным двусторонним межправитель­ственным соглашениям о международном автомобильном со­общении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Пре­дусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглаше­ний с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспече­ние мультимодальных перевозок и рассмотрение возможнос­ти создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.

В рамках программы развития воздушного сообщения от­крыты прямые авиарейсы между столицами и крупными го­родами стран-членов ОЭС.

Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Согла­шение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действую­щей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау[34].

Казахстан, обладая значительными топливно-энергетичес­кими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения но­вых месторождений. Однако, в связи с ограниченными воз­можностями по транспортировке нефти и газа проблематич­ным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казах­стан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в об­ласти энергетики путем подготовки плана не только по раз­витию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энер­гетических систем стран-членов ОЭС.

В марте 1996 года в Иране была достигнута договорен­ность о нефтяном обмене по основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки казах­станской нефти из порта Актау через Каспийское море в Се­верный Иран. Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн с даль­нейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран замещает аналогичный объем нефти в Персид­ском заливе, взимая за это соответствующую транзитную по­шлину. Одним из вопросов, затронутых на Ашгабадском сам­мите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через большую часть стран-членов ОЭС с конечным его за­вершением в Пакистане.

В настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов государствами региона пока преоб­ладают тенденции защиты собственных экономических инте­ресов. В результате, сложились определенные диспропорции между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энер­горесурсов из соседних стран приводит к значительным эко­номическим потерям и вынуждает Казахстан вкладывать ин­вестиции в развитие собственной энергетики.

Учитывая общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании топливно-энерге­тических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным ис­пользованием гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики в топливно-энерге­тическом комплексе.[35]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать