Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.
Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотрудничество в рамках этой организации носило преимущественно двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.
Основной задачей ОЭС является создание условий для непрерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.
ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приоритетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рамках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств проводятся совещания Совета министров и встречи Глав государств-членов.
На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стамбуле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбульская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Также было принято решение об учреждении 4-х крупных институтов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.
На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состоявшейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утверждены основополагающие документы по созданию региональных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой компании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле[33], Соглашение об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исламабадская Декларация.
Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важности. Главы государств одобрили пересмотренные и обновленные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изменений на международной арене, оказывающих влияние на регион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.
Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укрепляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и международными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конференция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодотворных взаимоотношений с другими крупными региональными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.
Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной приоритет отдается таким областям, как транспорт и коммуникации, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и культуры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить основой для развития других сфер экономики.
В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и работ. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-километровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В результате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через города Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспечивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транспортировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.
Для повышения эффективности использования трансазиатской железной дороги странам-членам необходимо рассмотреть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной инфраструктуры региона и организации согласно международным правилам и заключенным двусторонним межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Предусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглашений с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспечение мультимодальных перевозок и рассмотрение возможности создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.
В рамках программы развития воздушного сообщения открыты прямые авиарейсы между столицами и крупными городами стран-членов ОЭС.
Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Соглашение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действующей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау[34].
Казахстан, обладая значительными топливно-энергетическими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения новых месторождений. Однако, в связи с ограниченными возможностями по транспортировке нефти и газа проблематичным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казахстан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в области энергетики путем подготовки плана не только по развитию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энергетических систем стран-членов ОЭС.
В марте 1996 года в Иране была достигнута договоренность о нефтяном обмене по основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки казахстанской нефти из порта Актау через Каспийское море в Северный Иран. Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн с дальнейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран замещает аналогичный объем нефти в Персидском заливе, взимая за это соответствующую транзитную пошлину. Одним из вопросов, затронутых на Ашгабадском саммите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через большую часть стран-членов ОЭС с конечным его завершением в Пакистане.
В настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов государствами региона пока преобладают тенденции защиты собственных экономических интересов. В результате, сложились определенные диспропорции между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энергоресурсов из соседних стран приводит к значительным экономическим потерям и вынуждает Казахстан вкладывать инвестиции в развитие собственной энергетики.
Учитывая общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным использованием гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе.[35]