Понятие государственного лесопользования

Понятие государственного лесопользования

Содержание:


1.   ВВЕДЕНИЕ

2.   Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности

ü  Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

ü  Лесной мониторинг

ü  Планирование использования и охраны лесов

ü  Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования

ü  Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

ü  Организация восстановления лесов и лесоразведение

ü  Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

3.   Право лесопользования и его виды

4.   Ответственность за нарушение лесного законодательства

Список использованной литературы.






ВВЕДЕНИЕ


Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяю­щих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными про­блемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздо­ровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:

а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый экологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своих ведомственных интересов;

б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию, вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологиче­ские связи и природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.

Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ, то он относится к федеральной государственной собствен­ности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думой сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарни­ковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федера­ции, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений.

После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты лесных отношений, распределении и использовании средств,  получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом и др.

Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздорови­тельную функции.

В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, в том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины 81,6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесо­сек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лист­венных лесов России.

За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к зна­чительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.

Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.

С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктив­ность и стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает пла­номерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяй­ства.

Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непопра­вимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводст­ву, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует о необходимости централизованного государ­ственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологи­ческого и ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания живо­тных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие вещества, обладающие бактери­цидными свойствами), которые убивают болезнетворных микробов.

Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные, по­чвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.

«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это послед­ний важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищаю­щий нас от наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с глобальным парниковым эффектом».

Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли, покры­тые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги и другие)[2].

Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокуп­ности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На данную растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряже­ние лесным фондом осуществляются в интересах как народов, проживаю­щих на соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.

Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Воз­можно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей.

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права соб­ственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности — дре­весину. Древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.


Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности


Государственное регулирование эколого-правового режима лесополь­зования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребно­стей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных при­родных свойств лесов.

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользова­ния со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать