К манифестациям, кроме пикетов, обычно применяется уведомительный порядок, причем власти могут запретить манифестацию в местах, имеющих важное значение для нормального функционирования городского транспорта, и предложить проведение их в других местах. Для авторитарных режимов - разрешительный порядок проведения манифестаций.
Закон о собраниях и шествиях 1953 г. (ФРГ) устанавливает, что принимать участие в них имеет право каждый, за исключением лиц, лишенных соответствующего основного права, политических партий, признанных неконституционными, и объединений, запрещенных Основным законом. Участникам запрещено иметь при себе, складировать поблизости оружие или иные предметы, пригодные и предназначенные для нанесения увечий людям или порчи вещей. Существует запрет на ношение униформы с целью выражения определенных политических взглядов.
Публичные собрания могут быть запрещены в каждом отдельном случае и только если:
а) устроитель подпадает под изложенные выше запреты;
б) устроитель или руководитель собрания разрешает доступ на него вооруженных участников;
в) возможность использования в ходе собрания насилия.
Руководитель собрания является его устроителем. Он ответственен за порядок проведения собрания и может назначать в помощь себе распорядителей, которые должны быть совершеннолетними, безоружными и иметь белую нарукавную повязку с единственной надписью "Руководитель". Закон определяет случаи, когда полиция может вмешаться и прекратить проведение собрания. О собраниях под открытым небом устроители обязаны уведомить компетентные органы за 48 часов до даты проведения (пояснить случаи запрета проведения собраний, шествий).
Д. Свобода информации.
Это условное обозначение целой группы свобод и прав: свободы слова, свободы печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации.
Разумеется, свобода печати и информации не должна приводить к разглашению сведений, которые в общественных же интересах должны считаться тайной. Тайна может быть военная, государственная, дипломатическая, профессиональная, коммерческая, личная и т.д. В демократических странах перечень сведений, составляющих охраняемую государством тайну, определяется законом, который устанавливает еще и срок, в течение которого она считается таковой. Так, в Великобритании он равен 30 годам.
Е. Право петиций.
Это право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные. Данное право закрепляется в конституциях. Так, ст.29 испанской Конституции гласит: "Все испанцы будут иметь право индивидуальной или коллективной письменной петиции в форме и с последствиями, определенными законом".
Ж. Право и обязанность защиты страны.
Чаще всего рассматривается как одна из обязанностей граждан, однако, некоторые конституции считают ее также правом. Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Типичным для большинства конституций можно считать регулирование, содержащееся в ст.47 хорватской Конституции: "Воинская обязанность и оборона Республики - повинность всех способных к этому граждан".
Допускается возражение совести для тех, кто по своим религиозным или моральным взглядам не готов участвовать в выполнении воинских повинностей в вооруженных силах. Эти лица обязаны выполнять другие повинности, определенные законом".
Выражение "возражение совести" употреблено здесь в качестве основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу.
З. Право на сопротивление угнетателю.
Это право индивидуального и коллективного характера встречается в конституционных актах крайне редко, хотя и восходит к Декларации независимости США 1776 г. "Все люди сотворены равными, и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью".
Причина того, что даже современный демократический законодатель обычно избегает включения соответствующего права в конституции, заключается, видимо в том, что любая власть не склонна подводить законную базу под возможность оказания ей сопротивления и тем более ее свержения.
Очень интересно этот вопрос решила Конституция Германии: "Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны". Несомненно, идея данного конституционного положения навеяны опытом гитлеризма, пришедшего к власти конституционным путем и затем уничтожившего конституционный строй.
5) Социально – экономические и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
Выделяют следующие права и свободы:
- право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы;
- труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности;
- право на участие в управлении предприятиями;
- право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее;
- обязанность платить налоги;
- право на социальное обеспечение;
- право на охрану здоровья;
- право на жилище;
- право на образование и академическая свобода;
- свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям.
Рассмотрим каждое в отдельности.
А. Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы.
Исторический опыт показывает, что лишь наличие указанных конституционных прав создает предпосылки для превращения большинства членов общества в собственников, тогда как отсутствие этих прав наверняка обрекает их основную массу на прозябание, в лучшем случае - на слабую зажиточность. Без таких прав имущие не становятся свободными, ибо их материальное положение зависит от места в административной иерархии.
Указанные права рассматривались как основополагающие уже первыми конституционными актами. Ст.17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет собственность как право неприкосновенное и священное.
В конституциях, принятых после первой мировой войны, собственность более не является священной, ей свойственна общественная функция. Собственность может быть экспроприирована, но основой возможного отчуждения стала ее "социальная польза", "общий интерес" и т.д.
В конституциях периода после второй мировой войны заметны существенные новеллы, обусловленные усилением регулирующей роли государства в экономике и социальной жизни, а также распространением в западноевропейских странах и позднее в ряде стран, освободившихся от колониальной зависимости, социалистических идей, выразившихся в допустимости национализации частной собственности применительно к целым отраслям (см. Конституция Италии ст. 43).
В современных же условиях вновь проявляется тенденция к уменьшению вмешательства в экономику. Конечно, возможность государственной экспроприации не исключается, однако гарантии для собственников остаются весьма серьезными и подчас усиливаются.
"Социалистические" конституции обычно говорят о собственности граждан (частной или личной) лишь в связи с экономическим строем, ограничивая ее объекты преимущественно предметами потребления. Например, Конституция КНР рассматривает единоличное и частное хозяйство лишь как дополнение к "социалистическому общественному хозяйству".
Свобода хозяйственной инициативы в современных конституциях, гарантирующих право частной собственности, часто отдельно не провозглашается, но выводится из указанного права, будучи существенным его проявлением. Однако некоторые конституции содержат позитивные провозглашение этой свободы.
Ст.38 Конституции Испании "признает свободу предпринимательства в рамках рыночного хозяйства. Публичные власти гарантируют и поощряют ее осуществление и защиту производства в соответствии с требованиями общей экономики и в соответствующем случае планирования".
Б. Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности.
В течение длительного времени эта группа прав и свобод выступала в какой-то мере как антипод вышеизложенным. Составители конституций в некоторых демократических странах, понимая ситуацию, искали выход. Например, в Конституции Италии право на труд записано не в части 1 "Права и обязанности граждан", а во вводной части "Основные принципы" - "Италия - демократическая Республика, основанная на труде", "Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, которые делают это право эффективным". В Испании эти формулировки еще жестче: "Все испанцы обязаны трудится, и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или занятия...". Однако, несмотря на это безработица в Испании приобрела значительные масштабы.
Что касается права на выбор профессии или занятия, то реализация его также объективно зависит от наличия спроса и оно также практически не может быть защищено в судебном порядке.
В целом ряде конституций провозглашается свобода труда, иногда запрещение принудительного труда.
Обязанность трудиться, которая в демократических странах имеет скорее моральное, чем юридическое значение, в странах "социализма" подчас оборачивается принуждением к труду.
Еще на одном праве следует в данной связи остановиться. Это право на забастовку, которое в демократических странах обычно на конституционный уровень не поднимается, хотя и признается и подробно регулируется законодательством. Законодательство обычно запрещает забастовки в органах и учреждениях, занятых "обслуживанием" государственного суверенитета (вооруженные силы, полиция, внешняя разведка), а также в службах негосударственного характера, остановка работы которых повлекла бы серьезные, если не катастрофические последствия для страны (персонал атомных электростанций).
В. Право на участие в управлении предприятиями.
Это право предусмотрено конституциями некоторых государств, хотя они себя никогда не считали "социалистическими". "Каждый работник участвует через своих делегатов в коллективном определении условий труда, а также в управлении предприятиями" - гласит преамбула французской Конституции 1946 г.