Закон Российской Федерации об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, которые имеют законные основания для образования таких органов и учреждения в них государственных должностей.
Таким образом по букве и смыслу Закона об основах государственной службы такую службу реализует юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.
За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в своих руках власть, определенную компетенцией соответствующих органов («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает также, что деятельность служащих в соответствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, в государственных учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную службу.
Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государственные должности государственной службы – пятая; б) главные государственные должности государственной службы – четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы – третья; г) старшие государственные должности государственной службы – вторая; д) младшие государственные должности государственной службы – первая группы.
Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также и их квалификационные качества.
Не все указанные должности учреждаются в каждом государственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются определяется Реестром государственных должностей государственной службы.
Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1,2 и 3 класса – государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1,2 и 3 класса – государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1,2 и 3 класса – государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1,2 и 3 класса; референт государственной службы 1,2 и 3 класса – государственным служащим младших должностей.
Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации об основах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без расшифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которые установлены или могут устанавливаться из общих правил.
Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:
1. Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав.
2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать и защищать права и свободы человека и гражданина.
3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих. Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.
6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.
Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б)руководителю, издавшему распоряжение; в) вышестоящему руководителю.
7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
8. Гласности в осуществлении государственной службы.
9. Профессионализма и компетенции государственных служащих.
10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
11. Внепартийность государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.
12. Отделения от религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.
13. Социальная защищенность государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д.
14. Стабильность кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы административному праву Российской Федерации.
В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные требования. Между тем принцип законности является универсальным, который не должен иметь для кого-либо и каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодательством.
Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них – профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных)организаций, предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом существенных правил, обусловленных спецификой военной службы.
Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государственной службы к государственным служащим следует отнести военнослужащих, занимающих должности в органах военного управления, других военных организациях и учреждениях.
Однако признание в этом смысле государственными служащими всех военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.
Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отождествления с другими служащими нет юридических оснований.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц и оперативный состав.
В Законе об основах государственной службы подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются спецальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.
А между тем до сих пор термин «должностное лицо» официально употребляется не в качестве общего, а специального понятия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 года оно трактуется, во-первых, применительно к статьям главы 30 «Применительно против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем с положениями Закона «Об основах государственной службы». В частности, под лицами, занимающими государственные должности, понимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Однако этим определением охватываются лишь должности категории «А», которые по Закону об основах государственной службы не относятся к категории государственных должностей государственной службы, а лица, занимающие должности указанных категорий, не признаются государственными служащими. Это означает, что концепция должностного лица, выраженная в Ук РФ, еще не раскрывает его общего понятия.
Однако Закон об основах государственной службы не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия государственной службы, исключающим иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется «Как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности». Для такого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть разновидность должностных лиц, к которым относятся и иные категории государственных служащих. Например, из заместители и др.
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Нотариусы – лица, наделенные государством в установленном порядке властью совершать нотариальные действия.
Основное отличие нотариуса от представителей других юридических профессий заключается в его статусе, который объединяет частные и публичные начала. Организация деятельности нотариуса осуществляется им самостоятельно под его материальную ответственность, но при этом засвидетельствованные им факты и документы получают характер официальных, подтвержденных государством.
При совершении нотариальных действий российские нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др; к оперативному составу – младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидностям. но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.
Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
2. Административное право, 1997г
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
Страницы: 1, 2