1) продажа имущества, в том числе акций предприятий, созданных в процессе приватизации;
2) продажа имущества на коммерческом конкурсе;
3) продажа акций работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
4) выкуп арендованного имущества;
5) преобразование унитарных предприятий с 100%
6) государственной собственностью в открытые акционерные
общества;
7) внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
8) отчуждение государственных или муниципальных акций открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.
Других способов осуществления приватизации закон не знает.
3.2 Приватизация и субъект хозяйствования
Приватизация1 - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения.
Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.
Двигатель любой реформы - не только общие соображения о благе народа, нации или страны. Конкретный вариант выбора цели определяется соотношением специфических интересов социальных групп и представляющих их политических образований.
Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в доходную часть бюджета. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального “распыления” акций среди рабочих и мелких служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в управлении предприятием.
Купля-продажа имущества относится к операциям с капиталом и поэтому финансируется из сбережений населения и предприятий. Выход был найден в очень оригинальной схеме приватизации: права на получение дохода продавались в виде акций частным лицам и институтам, а контроль над хозяйственной деятельностью частной корпорации сохранялся в руках государственной администрации. С этой целью ей вручалась “золотая акция” или принимался специальный закон.
Проблема приватизации и ее субъекта, пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого - получить, в конечном счете, компетентного “хозяина”, способного взять на себя ответственность за поддержание и повышение эффективности производства. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника не производство, а прибыльность, рентабельность. Обеспечить последнюю можно разными способами, среди которых совершенствование технологии, организации и управления, что далеко не всегда самый легкий и надежный путь.
3.3 Другие способы перехода права собственности
Возможен переход имущества одного государства в собственность другого. Пример можно наблюдать при разделе имущества Российской Федерации и входящей в ее состав республики, причем имущество остается в государственной собственности.
Следующий способ приобретения права собственности - реорганизация или ликвидация юридического лица, имущество которого приобретается правопреемниками на основании передаточного акта или разделительного баланса (ст.218, 58-59), также распределение оставшегося при ликвидации предприятия имущества между участниками (п.7 ст.63), причем даже в том случае, когда участникам принадлежали обязательственные права (происходит трансформация обязательственных прав в вещные).
К числу производных способов приобретения права собственности относится и принудительное обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам ( ст.237). Такой способ становится возможным лишь по решению суда и по определенным правилам. Также можно рассмотреть такие способы как реквизиция и конфискация (ст.242 –243), причем эти способы возникают в случае особых обстоятельств – стихийных бедствий, эпидемий, в условиях войны, и важнейшим условием осуществление этих прав является их возмездный для собственника характер.
Закон предусматривает безвозмездное изъятие имущества собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или правонарушение (ст.173) и как дополнительное наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, зафиксированные в УК, тоже только по решению суда и с определенными ограничениями. Гражданско-правовая конфискация может применяться в виде санкции за совершение недействительной сделки (ст.169, 179).
Что касается принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества граждан или организаций – конфискации- то в соответствии со ст.29 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях это возможно лишь в тех случаях, когда данное имущество явилось орудием совершения или объектом правонарушения.
Существует и такой способ приобретения права собственности как выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст.239), причем собственник должен быть уведомлен о предстоящем выкупе не позднее чем за 1 год, а в выкупную цену включаются стоимость участка, непосредственно имущества, расположенного на нем, сумма всех причиненных убытков и даже упущенная выгода.
Выкуп бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ст.240 и 239 ГК. Если имущество не представляет значительной ценности и обращение с ним не нарушает интересов третьих лиц, право не реагирует на действия собственника. В обратной ситуации государство может совершить принудительный выкуп имущества по иску соответствующей государственной организации, причем собственнику (как физическому, так и юридическому лицу) выплачивается его стоимость.
К числу производных способов относится возникновение права собственности у приобретателя имущества по договору, причем в совершенному в требуемой законом форме. Право собственности всегда индивидуализирует определенную вещь, т.е. выделяет ее из массы подобных. Момент индивидуализации приурочен к моменту заключения договора или к моменту выполнения его условий, таким образом возникает и право собственности у приобретателя (ст.223 п.1). Если переход права собственности подлежит государственной регистрации, то само право и возникает с момента таковой (ст.223 п.2 ГК , ст.7 «Закона РФ о приватизации жилищного фонда»). П.2 ст.224 , ст.143 ГК предусматривает такой способ перехода права собственности как передачу, к которой также относится вручение распорядительных документов на товары (коносамент). В этих случаях право собственности начинается с вручения договора или торговых документов противоположной стороне.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его повреждения или гибели (ст.210-211 ГК).
Стоит остановиться на праве собственности, которое в одних случаях выступает как первоначальное, а в других как производное – это приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1 ст.218 ГК). Согласно ст.606, ч.2 ГК плоды, продукция и доходы, полученные арендатором или нанимателем в результате использования имущества в соответствии с договором, являются его собственностью, но только с момента отделения их от плодоносящей вещи.
Право собственности является очень гибкой категорией1. В условиях рыночной экономики резко возрастает и оборот вещей, что влечет прекращение прав у одних собственников и возникновение их у других. Но прекращение права собственности может возникать и в одностороннем порядке. Собственник может уничтожить вещь, безвозвратно утерять ее в силу определенных обстоятельств, вещь может утратить свои качества в силу времени своего существования.
Указанные способы прекращения права собственности законом не нормируются, если только не нарушают ничьих интересов. Доверительное управление имуществом России:формирование института и сферы применения.
Право собственности – самое широкое вещное право, которое дает собственнику возможность осуществить полное «хозяйственное господство» (Комментарий ч.1 ГК РФ). Правомочия собственника раскрываются триадой – владение, пользование, распоряжение (Ч.1, ст.209 ГК). Но может быть выделены и иные правомочия, в том числе и по управлению. Для управления имуществом собственник может пригласить другое лицо, оставив за собой право на получение доходов от него и поручив управляющему осуществление иных прав, строго оговорив их в договоре. Лицо, управляющее имуществом и обеспечивающее выгоды собственнику, получает право на вознаграждение. Такая система отношений именуется доверительным управлением (трастом). В настоящее время определенной причиной востребования института доверительного управления имуществом в России являются трансформирующиеся экономические отношения, замещение господства административно-командной системы в сфере экономики рыночными отношениями. Отказавшись от монополии в экономической области и начав процесс приватизации, государство ощутило необходимость в новых механизмах Управления собственностью, в первую очередь – пакетами акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству; именно с этим законодатель первоначально увязывал доверительное управление имуществом. Впервые траст упоминается в ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности» от 2.12.90 г. Далее в 1992 году вышел Указ Президента «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества», и, наконец, 2 июня 1993 года принимается Закон «О доверительном управлении имуществом», дополненный Указом Президента «О доверительной собственности (трасте)» от 22.12.93 г. С принятием нового ГК все предыдущие документы утрачивают силу, т.к. эти отношения нашли соответствующее регулирование в Кодексе (ст.1012,1022).