- поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимо-отношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
- с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Из перечисленных обязанностей только одну, а именно – не допускать самому недостойных поступков, можно отнести к числу «запретов». Остальные обязанности имеют «позитивную» направленность, что свидетельствует о гуманном характере обязанностей российских воинов, основанных на сознательном отношении военнослужащих к своему воинскому долгу.
Эти обязанности практически охватывают все основные сферы деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и выражены в обобщенном виде. Ими содержание требований воинской дисциплины не исчерпывается. Общие обязанности военнослужащих содержатся также в Военной присяге, в законах (к примеру, в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), Указах Президента и постановлениях Правительства России, конкретизируются в других нормах общевоинских уставов (например, в ст.ст. 13-20 УВС ВС РФ) и в зависимости от обстановки и выполняемых задач в приказах командиров (начальников).
Наряду с общими для всех категорий военнослужащих, независимо от воинского звания и занимаемой должности, обязанностей, законами и общевоинскими уставами установлены также должностные и специальные обязанности военнослужащих, которые в ряде случаев конкретизируются нормативными актами ФПС России, региональных управлений, оперативных групп (руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями) или письменными приказами прямых начальников1. Требования воинской дисциплины содержатся и в этих обязанностях военнослужащих.
Должностные обязанности определяются должностью, которую занимает военнослужащий в организационной структуре воинской части, учреждения, заведения и регулируют объем и пределы практического выполнения порученных ему в соответствии с этим функций и задач. Различаются должностные обязанности общие (например, всех прямых начальников2) и конкретные (например, начальника пограничного отряда3, комендант погранкомендатуры 4, начальника заставы 5 ).
Специальные обязанности военнослужащих, как правило, носят временный характер или связаны с взаимоотношениями военнослужащих, равных по воинскому званию. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, которое выходит за пределы его постоянных обязанностей и прав. Например, военнослужащие, назначенные в состав пограничного наряда и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением данного наряда.К числу специальных также относятся обязанности начальников и подчиненных, старших и младших по воинскому званию.
Воинская дисциплина предполагает подчинение единой воле- воле командира-единоначальника. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Поэтому одним из важных требований воинской дисциплины является строгое соблюдение установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти порядка подчиненности, приказов командиров и начальников. Обязанность повиноваться является первостепенной в воинской дисциплине, а подчинение представляет собой основу отношений внутри военной организации.
Воинская дисциплина обязывает военнослужащих повиноваться всем прямым начальникам и начальникам по воинскому званию, а в случаях, указанных в ст. 34 УВС ВС РФ, и старшим по воинскому званию, не являющимися для них начальниками.
Обязанность повиновения приказам начальников является необходимым условием любого предприятия, учреждения, организации. Однако только в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти данное требование приобретает безусловный характер, что объясняется особыми задачами, стоящими перед ними, и особым характером служебной деятельности личного состава, решающих эти задачи специфическими средствами и методами.
В соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок (см. также ст.13,31,36 УВС ВС РФ, ст.9 ДУ ВС РФ). Это означает, что начальники имеют право отдавать приказы и требовать их исполнения от подчиненных, а последние обязаны беспрекословно повиноваться, что является основными принципами единоначалия. Данное положение влечет за собой следующие юридические последствия: а) за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; б) полученный приказ не может быть обжалован до его исполнения, а подача жалобы не приостанавливает исполнения приказа; в) в случае открытого неповиновения начальник не только вправе, но и обязан принять все установленные законами и воинскими уставами меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечение его к уголовной ответственности, причем оружие может быть применено в исключительных случаях, жестко регламентированных ст. 9 ДУ ВС РФ и ч.5 ст. 11 УВС ВС РФ.
Когда в уставе говорится о беспрекословном выполнении приказа начальника, то имеется в виду его распоряжение, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающих какой-нибудь порядок, положение1.
Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. При этом отдельные приказы (о назначении на должность, привлечении к материальной ответственности военнослужащего и т.д.) должны обязательно отдаваться в письменной форме. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
Беспрекословность повиновения не подавляет, не унижает личность военнослужащего, поскольку он подчиняется лицу, уполномоченному государством, - командиру или начальнику, действующему в переделах предоставленных прав для выполнения, возложенных на него функций. Такое повиновение является одной из форм подчинения личных интересов военнослужащего интересам государства, всего общества.
Поскольку уставы требуют беспрекословного выполнения приказов подчиненными, то это налагает на командиров и начальников, обладающих правом их отдачи, ответственные обязанности. Используя право требовать беспрекословного повиновения, командиры (начальники) обязаны при этом не выходить за пределы компетенции, установленной законами, воинскими уставами, соответствующими руководствами, наставлениями, положениями и инструкциями1. В противном случае в зависимости от тяжести совершенного для них наступает ответственность вплоть до уголовной.
Государство заинтересованно в том, чтобы беспрекословно выполнялся тот приказ, который направлен на обеспечение выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, способствует поддержанию боевой готовности частей и подразделений, надежной защите и охране Государственной границы России, соответствует тем целям, которые преследовало оно, давая такое право командиру (начальнику). Между тем только оперативным составом Военной прокуратуры ФПС России в 1995-1998 годах отменено 1112 незаконных правовых актов командиров и начальников2. «Никто не может сказать о размере вреда, причиненного изданием таких приказов воинскому правопорядку, авторитету командиров, правовому воспитанию подчиненных. Этот вред не поддается измерению»3.
Устанавливая принцип беспрекословного повиновения приказам командиров и начальников, государство исходит из презумпции законности этих приказов. Поэтому приказ должен отвечать определенным требованиям, только при исполнении, которых он будет обладать высокой моральной и юридической силой, непререкаемым авторитетом, пользоваться защитой со стороны государства. Прежде всего приказ должен быть законным. Он должен быть издан правомочным начальником и в пределах своей компетенции. Приказ не может противоречить Конституции Российской Федерации, законам, указам Президента и постановлениям Правительства России, а также приказам вышестоящих начальников.
Как показывает практика, наиболее часто неправомерные приказы являются следствием превышения командирами (начальниками) своих служебных полномочий или же злоупотребления ими. В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие1: 1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) со- вершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе; 3) совершение должностными лицами действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Под злоупотреблением должностными полномочиями следует понимать использование командиром (начальником) своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
Приказ может отдаваться только по службе и в интересах службы, он должен быть направлен на выполнение или обеспечение служебных задач, не может преследовать использование права отдачи приказов в личных целях. Приказ не может касаться личной жизни подчиненного, не регламентированной правилами воинской дисциплины (например, вступление в брак или расторжение его и т.п.).
М.В. Фрунзе, считая обязательным, чтобы приказы начальников были законными и имели служебный характер, писал: «Ясно, что требование исполнения распоряжений, не имеющих, по существу, служебного характера, толкает подчиненного на нарушение дисциплины и тем самым будет разлагать и его и часть»1.