Понятие "техника"
Московский Государственный Технический Университет
им. Н.Э. Баумана
Реферат
Понятие “техника”
Выполнил: Соболев С.А
Группа : Э8-62
Проверил:
г. Москва
Содержание
Содержание.................................................................................................................................................................. 3
I. Техника........................................................................................................................................................................ 4
1.1 Понятие техники................................................................................................................................ 15
1.2 Понятие технического объекта................................................................................................ 7
1.3 Техника в исторической ретроспективе............................................................................ 11
1.4 Типология техники......................................................................................................................... 13
1.5 Границы техники............................................................................................................................... 16
1.6 Социальные функции техники................................................................................................ 19
1.7 Природа и техника........................................................................................................................... 21
1.8 Тенденции развития современной техники................................................................... 23
Заключение...................................................................................................................................................................
Литература................................................................................................................................................................. 27
I. Техника
1.1 Понятие техники
Понятие “техника” является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований.
Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие “техника” переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.
Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует множество определений техники:
- греческое “техне” - ремесло, искусство, мастерство;
- совокупность приемов и правил выполнения чего -либо…;
- деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;
- система орудий и машин;
- средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;
- техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;
- совокупность материальных объектов, производимых обществом;
- совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;
- система искусственных органов деятельности человека;
- собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.
В энциклопедическом словаре понятие “техника” определяется в двух значениях: “… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества”[1]. Там же определяется основное ее назначение: “полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности”. Второе значение слова: “совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…”.
Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.
Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.
Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.
Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие “технологический процесс”, который, в свою очередь, является элементом технологии.
1.2 Понятие технического объекта
Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, техническими объектами являются:
a) материальные явления;
b) искусственные явления.
К искусственным материальным образованиям относятся и произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако, результаты художественной деятельности, как правило, не являются техникой.
Выделенные характеристики (материальность, искусственность) недостаточно четко очерчивают область технических объектов в реальном техномире. Кроме того, развитие техники нарушает устоявшиеся представления – старые стереотипы переносятся на новые технические явления и далее на их фрагменты (техникой называют преимущественно детали и подсистемы технических объектов). Следовательно, для анализа развития техники необходима инвариантная модель, которая позволяла бы на каждом этапе развития техники выявлять ее специфическое состояние. Такой моделью является понятие “технического объекта”.
Понятие “технический объект” обозначает такое техническое явление, которое обладает всеми основными признаками общего класса технических образований. Отдельный технический объект является наиболее полной единичной клеткой технического мира (техносферы).
Таким образом, технические объекты – это такие образования, которые, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные стороны деятельности человека (материальную, научную, художественную). Все другие образования существуют относительно самостоятельно и образуют смежные явления, представляющие отдельные части целого. К ним можно отнести: явления духовной жизни человека; произведения искусства; используемые неизмененные природные формы; технические системы, обладающие искусственной природой, но не выполняющие целостной социальной функции.
В процессе развития техники искусственные формы природы постепенно вытесняют используемые естественные формы. Начиная от самых простых, человек последовательно создает искусственные формы все большей сложности. Характер возникновения и развития искусственных образований существенно отличается от естественных, так как развитие техники обуславливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека.
До настоящего времени в естественной эволюции можно было выделить три основные этапа: неживая природа, живая и современная социальная. Следовательно, человек в своей практической деятельности может последовательно осваивать эти три уровня сложности материи. Первым является освоение закономерностей естественного образования структуры неживой материи. Их знание позволяет создавать материалы с заранее заданными свойствами и на этой искусственной предметной основе создавать технические образования. Это первая группа технических образований, выделенная по природе их предметной основы. В человеческой деятельности они могут выполнять самые различные социальные функции (книги, инструменты и т.д.).