3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние параметры или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, – считал П. Я. Гальперин, – означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия.[4]
4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Выводы к главе 2.
Как видно из данной главы, память имеет большое значение для учебно-профессиональной деятельности, а для изучения ИЯ особенно. В старшем школьном возрасте запоминание происходит осмысленно. У школьников этого возраста преобладает словесно-логическая и эмоциональная память. Они легко запоминают формулы, схемы, термины. Кроме того, старшеклассники уже в достаточной мере владеют приёмами запоминания. Немаловажную роль играет повторение, которое происходит осмысленно и в правильном временном режиме. Именно повторение способствует укреплению нервных связей в мозге, благодаря чему достигается более качественное запоминание информации, и препятствует стиранию информации из долговременной памяти.
В силу различия мышления младших и старших школьников, повторение учебного материала на старшем этапе играет важную роль. Мышление младших школьников конкретно, процессы обобщения, анализа, синтеза, характерные для абстрагирования, находятся на стадии развития. Учащиеся не готовы к самостоятельным наблюдениям над языковыми явлениями, поэтому на младшем этапе языковые явления не объясняются, а происходит их тренировка.
Старшие школьники характеризуются высшей ступенью своего развития. Мышление абстрактное, учащиеся легко ориентируются в явлениях родного языка, поэтому используется дедуктивный метод презентации материала, т.е. сначала сообщаются знания. Следовательно, на старшей ступени обучения необходимо повторять тот материал, который давался на начальном этапе индуктивным методом.
Глава 3. Способы организации повторения на старшей ступени обучения иностранному языку.
3.1. Основные приёмы повторения.
Повторение на старшей ступени обучения ИЯ может осуществляться через организацию содержания обучения говорению; при введении в тему/проблему; в специальных тренировочных лексических упражнениях; во время грамматических разминок, в языковых упражнениях, в которых «сталкиваются» различные явления; в обобщающих опорах; в упражнениях, подготавливающих школьников к самостоятельным высказываниям; при работе с текстами; при выполнении «сквозных» ретроспективных заданий, когда требуется вспомнить заранее прочитанные тексты, выписать слова, факты, аргументы из них, сопоставить, обобщить, дополнить информацию из этих текстов, составить анкеты, викторины на их основе и т.п.; во время корректирующих и обобщающих уроков.
Рассмотрим некоторые из этих приёмов. Содержание для обсуждения можно объединить в крупные блоки, включающие подтемы/проблемы, вытекающие из общей и связанные с теми подтемами/проблемами, которые отрабатывались в предшествующие годы. Анализ интересующих старшеклассников проблем, обсуждаемых ими и на родном языке, позволяет выделить в качестве базовых четыре таких блока: проблемы досуга; образования и профессиональной деятельности; всё о себе и об окружающих людях; проблемы молодёжи. Каждый блок изучается в течение полугода. Количество подтем/проблем внутри него зависит от количества часов и подготовленности класса.
Структура обсуждаемых содержательных вех для моделирования ситуаций может быть представлена следующим образом.
Что? |
Кто? |
Когда? |
Где? |
Факты Характеристики Мнения Оценки Причины Следствия |
– одноклассники – друзья – молодёжь – родители – учителя –старшее поколение |
– в детстве – сейчас – в юношеские годы – через … лет |
– дома – в школе – в городе – в общественных местах – «у нас» – «у них» |
При моделировании конкретных ситуаций составляются различные комбинации этих содержательных вех, относительно которых ставится речевая задача. Так, в блоке «Проблемы досуга» выделяются: Как организован досуг в нашей школе/нашем городе? Как можно провести свободное время в Казани/Лондоне? Как проводили своё свободное время наши родители в детстве/юности? Как изменились мои интересы с детства? Изучение языка – хобби или профессия? Отношение моих одноклассников/родителей/учителей к различным формам досуга (к спорту, радиовещанию, телевидению, чтению газет и т.д.). Список можно продолжить, ориентируясь на конкретных учащихся и учебное время, имеющееся в распоряжении учителя. В упражнениях ситуативного характера будут варьироваться речевые задачи и партнёры по общению. Речевые задачи формулируются на основе следующих общелогических действий: классификация, распределение (например, слов по какому-либо принципу); подбор примеров, составление перечней, списков; определение правильной последовательности, связей; определение причинно-следственных отношений (почему), объяснение; определение условий, обстоятельств; выделение главного и второстепенного; сравнение, сопоставление, поиск сходств и различий; объединение, комбинирование, суммирование; дополнение, восстановление полного образа по деталям; изменение, трансформация; выдвижение гипотез, отгадывание, предположение; аргументация, доказательство, выделение «за» и «против»; обобщение, выводы, сокращение; коррекция, исправление; поиск возможного решения, проектирование; планирование; выражение оценки, выражение, ранжирование; рекомендация, совет; согласие/несогласие; фантазирование, представление нереальных условий.
3.2. Задания для инвентаризации лексики.
Введение в тему/проблему предполагает не только семантизацию новых слов, но и обязательное припоминание знакомых слов.
Так, во вводной беседе на английском языке используется приём «мозгового штурма» лексики. Сразу же идёт запись плана-конспекта с ключевыми словами в тетради.
Вот пример такой беседы по теме «Кем быть?» (проводится на ИЯ):
Учитель: Скоро вы закончите школу, и проблема «что делать, кем быть?» волнует каждого. Какие профессии сейчас популярны у молодёжи?
Ученики: Юриста, экономиста, врача…
Учитель: Что привлекает молодых людей в будущей профессии?
Ученики: Возможность зарабатывать, общаться с интересными людьми, найти работу за границей…
Учитель: Что не нравится молодёжи в некоторых профессиях?
Ученики: Низкая зарплата, грязная работа, короткий отпуск…
Учитель: Что требуется для того, чтобы найти хорошую работу?
Ученики: Хорошее образование, компьютерные навыки, знание ИЯ, связи…
Если учащиеся не знают, как выразить мысль по-английски, учитель подсказывает им и записывает новее слово. В такой беседе от них требуются самостоятельные речемыслительные и мнемические усилия для припоминания, инвентаризации известных слов в связи с новой ситуацией применительно к новому содержанию, что развивает комбинаторные механизмы. Знакомые и новые слова проходят через различные анализаторы в тесной связи с их значением и функцией в речи.
Особого внимания требует повторение не узкотематических слов, а слов широкого диапазона, используемых во многих ситуациях. Учителю полезно для себя составить список таких слов и стимулировать учеников к включению их в свою речь. Поскольку, по наблюдению психологов, быстрее забываются детали, следует регулярно повторять предлоги, типичные словосочетания с артиклями, словообразовательные элементы. Приводим примеры заданий для инвентаризации лексики:
o Распределение слов:
а) Заполните табличку словами, которые сочетаются с предлогами: at, on, in, no preposition.
Monday/at 5 o’clock/winter/last year? Etc.
б) Распределите слова по типу чтения/словообразования.
в) Распределите слова по значению, например: качества людей, которые вас привлекают/отталкивают/не имеют для вас значения.
o Ранжирование:
а) Расположите предлагаемые хобби/профессии и т.п. в порядке, отражающем ваше отношение к ним, начав с самых привлекательных.
б) Составьте рейтинг музыкальных стилей, профессий и т.п., популярных в вашем классе.
o Кто лучше запомнит:
а) Посмотрите на слова на доске/прослушайте слова и запишите по памяти.
б) «Снежный ком»: закончите перечень слов, объединённых значением/перечень предложений о…, повторив сначала все предыдущие варианты. Например: каждый ученик предлагает одно предложение о положительном влиянии телепередач на людей. Затем все учащиеся записывают окончательный вариант в тетрадях по памяти.
Полезно регулярно проводить письменную самопроверку слов, которая занимает 8 – 12 минут урока. Учитель предлагает задания, которые выполняются каждым учеником в тетрадях. После каждого задания организуется фронтальный самоконтроль, когда правильные варианты или только прочитываются, или одновременно записываются на доске. За каждый правильный вариант ученик записывает себе 1 балл. В конце подводятся общие итоги.