Правовое государство
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
МОЛДАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Тема: «Правовое государство»
Выполнила : Гончар Н.
Гр. 412
Кишинев 2004 г.
Понятие и история развития.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - одна из
центральных категорий теории государства и права,
представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого
подчинена праву.
Зачатки теории П.г.
в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего
класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются
еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов,
историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии,
Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием
"Государство", "Политик", "Законы" и др.
древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась
мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо
властью" неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно,
там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве,
а только о внутренних распрях".
Тирания, неизбежно
приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной
"свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода
оборачивается чрезмерным рабством, есть
наихудший вид государственного устройства,
где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон,
"где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам
боги".
Аналогичные идеи,
заложившие основу теории П.г., развивались также в работах "величайшего
мыслителя древности", как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему,
стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности
как проявления в каждом человеке "естественной любви к самому себе" и
рассматривавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на
продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения,
охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.),
принадлежат крылатые слова о том, что "Платон мне друг, но больший друг -
истина".
Выражая свое
отношение к государственной власти, праву
и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть
делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к
насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где
отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и
(какой-либо) форме государственного строя.
Закон должен властвовать над всем".
С идеями передовых
мыслителей Древней Греции о праве, свободе,
человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и
взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей,
историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого
римского оратора, Государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как
"О государстве", "О законах", "Об обязанностях", а
также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи
империи.
Что такое государство? Чьим достоянием оно
является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не
как "любое соединение людей, собранных вместе с каким бы то ни было
образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между
собою согласием в вопросах права и общностью
интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с
правом, есть ничто
иное, как "общий правопорядок". В
основу же права он неизменно
вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще разум и
справедливость.
Будучи глубоко
убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил
из того, что права и свободы
человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было
желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием
"истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное
положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей,
постоянное, вечное, которое
призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления
отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным
людям и не запрещает им..."
Весьма важным в
плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в
видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу
теории П.г. явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно
которому "под действие закона должны подпадать все", а не только
некоторые, "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им
положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно
стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и
угрозами"; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию,
"законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за
гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже
рабам.
Подобные
гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечение
определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и
доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны
торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не
только в Древней Греции и Риме, но и в древней Индии и Китае. Наряду с наивными
материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа
"сознание рождается из вещей и умирает тоже в
вещах" или - "жизнь - это корень смерти, а смерть - корень
жизни", в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами,
применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю,
проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок",
основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни
не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной
должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать
порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью".
Древняя
гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых,
прогрессивных мыслителей того времени несомненно стали первоосновой, предтечей
всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей,
составивших впоследствии фундамент теории П.г..
Очень
много было сделано для развития теории П.г. мыслителями последующих, особенно
ХVIII-ХХ веков. Ряд положений теории П.г. развивался, в частности, усилиями
таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против
произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев,
Герцен и многие другие.
Философские основы
теории П.г. создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно
указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго
согласовывать свои действия с правом, постоянно
ориентироваться на право. Государство, по
Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым
законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить
относительно народа того, чего народ не может решить
относительно самого себя.
Значительное
освещение и развитие идея П.г. нашла в произведениях современных юристов,
политологов, социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в
текущем законодательстве и даже
в конституциях ряда западных государств.
Ст.1 п.3 Конституции РМ гласит: «Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека ,его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.»
Единого мнения по поводу теоретического определения правового государства в науке пока нет. Однако, многие признаки, характерные черты, в которых раскрывается данное понятие одинаково рассматриваются в юридической литературе. Так, Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»[1].
В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:
Страницы: 1, 2