В связи с реорганизацией НКВД в МВД директивой УВУЗ № 9 от ,04.1946 г. все вузы НКВД были включены в систему МВД СССР.[41]
Реформирование системы военно-профессионального образования офицеров-пограничников происходило одновременно с созданием соответствующей учебно-материальной базы в училищах и школах. Начало другой работе после войны было положено директивой УВУЗ № 20/2-0358 ВТ 6.05.1946 г. которой предусматривалось создание при всех вузах войск МВД учебных городков и учебных застав для повышения эффективности тактического обучения слушателей и курсантов.[42]
В связи с тем, что распоряжением Совета Министров СССР № 5804-от 4.05.1946 г. Кутаисское суворовское военное училище МВД СССР до передислоцировано в г. Петродворец на базу Ленинградского военного училища войск МВД СССР, последнее было переведено в г. Махачкалу на место дислокации 449-го Краснознаменного мотострелкового полка войск МВД (приказ МВД от 23.05.1946 г.). Эта передислокация имела важное значение: приближала обучение к войсковой практике, т.к. ом была государственная граница, охраняемая войсками Грузинского, Минского и Азербайджанского пограничных округов. Курсанты учились, активно привлекались и для проведения оперативных мероприятий, борьбы с банд формированиями, что давало хорошую практику для будущей службы.
Одним из путей совершенствования сети вузов и системы военно-профессионального образования офицерских кадров войск было увеличение сроков подготовки курсантов и слушателей в вузах (училищах и школах). Тем более, что уровень подготовки по-прежнему не удовлетворял руководство МВД и ГУПВ.
Усовершенствование офицеров морпогранчастей осуществлялось ЛВВМПУ.
В 1949 г. было создано МГБ СССР, которому были переданы и Пограничные войска. В соответствии с приказом МВД от 17.10.1949 г. в МГБ или Военный институт, все военные училища и школы, готовившие офицерские кадры Пограничных войск, Ленинградское суворовское военное училище и 30 % штатной численности и личного состава УВУЗ МВД.[43] мая 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2116-1СС, касающееся вопросов усиления охраны Государственной границы СССР, в том числе и комплектования войск офицерским составом. Этот документ обязывал Военное министерство СССР выделять ежегодно для пограничных войск МГБ, из числа оканчивающих средние и высшие специальные военно-учебные заведения, 250 человек различных специальной: авиационной, морской, инженерной, военных переводчиков, медицинских и ветеринарных работников и других специалистов по заявкам пограничных войск МГБ. Для Пограничных войск ежегодно в военных академиях, факультетах заочного обучения и КУОС представлялось - 75 мест, в т.ч. на общевойсковом факультете ВПА им. В.И. Ленина - 15 мест.[44]
Приказом МГБ от 8.08.1950 г., в целях улучшения организации обучения курсантов и усовершенствования офицерских кадров для войск МГБ приближения обучения к нуждам и практически задачам войск, военные училища и школы усовершенствования офицерского состава были переданы в ведение Главного управления Пограничных войск МГБ СССР. К ним относились:
- Высшее военно-морское пограничное училище;
- Московская ШУОС;
- Каменец-Подольская ШУОС;
- Московское военное училище (г. Бабушкин);
- Махачкалинское военное училище;
- Алма-Атинское военное училище;
- Харьковское военное училище (п. Померки);
- Военно-политическое училище (г. Харьков);
- Ленинградское суворовское военное училище.
Для руководства военными училищами и ШУОС в ГУПВ создавался отдел вузов. Общее методическое руководство и контроль за учебным процессом в вузах возлагались на 5-й отдел управления кадров МГБ. В учебные планы и программы были внесены изменения, касавшиеся профессиональной направленности содержания обучения.[45]
В 1951 г. приказом МГБ Алма-Атинская ШУОС также была передана в подчинение ГУПВ и приказом МГБ от 20.09.1951 г. переименована в Алма-атинскую пограничную ШУОС. Слушателями этой школы зачисляюсь офицеры-пограничники из числа начальников пограничных застав, заместителей и контролеров контрольно-пропускных пунктов Пограничных войск, имевших среднее общее и военное образование и прослуживших на границе не менее 1 года.[46]
24.11.1951 г. приказом МГБ все военные училища и школы усовершенствования офицерского состава, переданные в подчинение ГУПВ, получили наименование «пограничные» с присвоением им формы одежды граничных войск. Харьковское военное училище стало Первым Харьковским пограничным военным училищем, а Военно-политическое - Вторым Харьковским пограничным военным училищем.[47] Наименование «пограничных» учебные заведения сохранили и в последующем, после передачи Пограничных войск и вузов в МВД и перехода в подчинение УВУЗ.
Подготовку старшего и высшего (до округа) офицерского состава ж осуществлял Военный институт МГБ. Анализ руководящих документов конца 40-х - начала 50-х г.г. показал, что институт испытывал определенные трудности в решении поставленных задач. Так, в докладной записке по итогам проверки Военного института МГБ в 1949 г. отмечалась остаточная укомплектованность генералами и офицерами постоянного состава (77 % от штатной численности), слушателями основного факультетa 79 % (обучалось на 3-х курсах 429 чел., вместо 540 положенных по штату). Одной из причин не укомплектованности слушателями был высокий[ служебный ценз абитуриентов (5 лет службы в войсках, в то время, в Военной академии им. М.В. Фрунзе - 3 года). Кроме этого, были серьезные недостатки в организации и осуществлении учебного процесса.[48]
В то же время, сравнительный анализ учебных планов и программ основных факультетов Военного института и Военной академии им. М. Фрунзе в 1950 г. показал, что они практически копировали друг друга по структуре обучения и количеству часов на военные предметы, а разница (специальная и общеобразовательная подготовка) покрывалась за счет одного "лишнего" года обучения. Выпускники института получали квалификацию офицера с высшим военным образованием (полк - дивизия).[49]
В 1953 г. руководством МВД был принят ряд мер, направленных на совершенствование качества военно-профессионального образования, улучшения его практической направленности, повлекших организационно-штатные преобразования сети учебных заведений. Приказом МВД Московская и Алма-атинская пограничные ШУОС были расформированы, Второе Харьковское пограничное военное училище было реорганизовано школу усовершенствования политсостава. Калининградское военное училище МВД, готовившее кадры для ГУЛАГа, было преобразовано в пограничное военное училище с созданием соответствующей структуры, материальной базы и штатом - 600 курсантов.[50] Был установлен двухгодичный срок обучения курсантов. Согласно этому приказу была проведена реорганизация Московского пограничного военного училища МВД: упразднен пехотный профиль подготовки и училище переформировано по новому штату в составе:
- 3-х курсантских дивизионов связи;
- курсов усовершенствования офицерского состава связи (1 дивизион слушателей);
- курсов усовершенствования командно-оперативного состава (1 дивизион слушателей).
Анализ содержания подготовки офицерского состава войск МВД ил наличие серьезных недостатков в организации, проведении учебного процесса, что повлекло за собой значительные организационно-штатные преобразования, направленные на совершенствование военно-профессионального образования офицерских кадров.
Военном институте МВД СССР в 1952/53 учебном году и задачах по улучшению подготовки офицерских кадров" отмечались следующие недостатки:
- начетнический подход в преподавании;
- отрыв обучения от жизни войск, отсутствие связи с главными направлениями МВД;
- обучение слушателей оперативно-тактической подготовке носило в основном теоретический характер, не позволяло формировать у слушателей навыков управления частями и соединениями войск в современном бою, большая часть занятий по военным дисциплинам проводилась в классе;
- институт не имел своего лагеря и необходимой учебно-материальной базы по военным дисциплинам;
- слабо была организована и проводилась методическая и научно-следовательская работа.
Аналогичные недостатки в учебном процессе были характерны практически для всех вузов МВД.[51]
Оценивая уровень обучения по итогам 1954 г. по основным предметам, лучшими учебными заведениями были признаны Алма-атинское и Махачкалинское пограничные военные училища. По конкретным дисциплинам:
- основам марксизма-ленинизма - Махачкалинское;
- службе и тактике Погранвойск - Алма-атинское и Махачкалинское;
- тактике - Алма-атинское, Махачкалинское;
- огневой подготовке - Махачкалинское, Ленинградское;
- физической подготовке - Алма-атинское, Махачкалинское.[52]
В этой связи с переформированием Махачкалинского пограничного училища (Пр. МВД от 18.08.1955 г.) в Махачкалинскую пограничную школу усовершенствования офицерского состава в составе 2 дивизионов слушателей (300 человек). Пограничные войска лишились лучшего по единым показателям училища.