Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжением судьи.
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а в случае, если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — то на все время рассмотрения этого дела.
Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность (ст. 1656 КоАП).
В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения гражданина из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом в краевую, областную администрацию.
Председательствующий судья вправе освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого отношения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также и по другим причинам.
Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением преступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании). Также могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заявлением: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлечение которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интересам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в судебном заседании.
При исполнении своих обязательств в суде присяжные заседатели обладают независимостью, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел принимают необходимые меры по обеспечению безопасности присяжное заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества. На присяжного заседателя исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 ЗоСС. Присяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом за счет республиканского бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Время исполнения им обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускаете увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность (ст. 165 КоАП).
Как на присяжного, так и на народного заседателя распространяются также все меры государственной защиты судей, предусмотренные в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Заключение
Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в УПК введен разд. X "Производство в суде присяжных" (ст. 420—466).
В принятой несколько позже, 12 декабря 1993 г., Конституции Российской Федерации, в ее ст. 20, 47, 123 и п. 6 раздела второго речь идет не о суде присяжных, а о "суде с участием присяжных". Дело не столько в терминологической разнице, сколько в различиях, имеющих принципиальное значение. Когда говорят о суде присяжных, то имеется в виду, что присяжные входят в состав суда, выступают в роли представителей правосудия и судебной власти. В ч. 2 ст. 421 УПК прямо записано, что суд присяжных действует "в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей". Когда же речь идет о "суде с участием присяжных", то подразумевается, что присяжные, как и прокурор, защитник, другие участники судебного разбирательства лишь участвуют в работе судов, но в их состав не входят.
Ввиду верховенства Конституции Российской Федерации следует признать, что редакция наименования разд. X и ряда его статей должна быть объявлена негодной и, главное, исправлена в законодательном порядке. В том же порядке должен быть разрешен вопрос, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения ст. 86 и 87 Закона РФ "О судоустройстве РСФСР" об оплате труда присяжному заседателю судом за счет республиканского бюджета в виде вознаграждения в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда; об оплате командировочных расходов присяжному заседателю в порядке и размере, установленных для судей; о распространении в полном объеме на присяжного заседателя гарантий неприкосновенности судьи, установленных ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации" и т. д.
Другое важное положение касается выяснения вопроса о соотношении между общими правилами судопроизводства и правилами УПК. Согласно ст. 420 УПК рассмотрение дел с участием коллегии присяжных заседателей осуществляется "в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим разделом и общими правилами уголовного судопроизводства Российской Федерации, которые не противоречат положениям настоящего раздела". По существу же общим правилам здесь места нет, поскольку в силу своего более высокого уровня общности они всегда будут находиться в состоянии противоречия с исключительными, но менее общими нормами. Следовательно, налицо вторая, абсолютно самостоятельная форма отправления правосудия? Нет, приведенная формулировка ст. 420 УПК не имеет юридической силы вследствие противоречия ее фундаментальному общему положению, закрепленному в ст. 1 УПК. Часть 4 этой статьи гласит: "Установленный уголовно-процессуальными законами порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания".
Исходя из процитированного принципиального положения, следует согласиться с выводом о том, что "производство по делам с участием присяжных заседателей осуществляется в общем порядке, изложенном в уголовно-процессуальном законе с особенностями, предусмотренными разд. V Закона " О судоустройстве в РСФСР" и разд. X УПК...".
Важное положение раздела X УПК, свидетельствующее о внедрении в уголовное судопроизводство подлинно состязательных начал, содержится в ст. 430 и 436. Суть его сводится к тому, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании или в ходе судебного разбирательства судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.
Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соответствующей части за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления либо, если это деяние не содержит состава преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.
Приведенные нормы — яркое свидетельство освобождения судей от функции следственного судьи или, иначе говоря, функции обвинения и важный шаг на пути перехода от розыскной формы уголовного процесса к другим, более прогрессивным и демократическим формам.
Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.
Уголовный процесс. Уч./Под ред. А.С.Кобликова.
Список используемых источников:
1.СЗ РФ.1997..№ 1 ст.1.
2.СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.
3.Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.
4.Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.
5.ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96//Собр.законодательства РФ, № 1.
6.Уголовный процесс. Уч. /Под ред. А.С.Кобликова.
7.Р.Х.Якупов. Уголовный процесс.М.,1999.
8.Правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2005
9.Божьев В.Правоохранительные органы РФ.М.,2004
10.Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы РФ.М., 2004
11.Давыдов В. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М.,2003
12.Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М., 2005
Приложение 1
Особенности производства с участием присяжных заседателей в стадии подготовки к судебному разбирательству
Глава 36 УПК, посвященная порядку производства в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, озаглавлена "Особенности назначения судебного заседания". В этой главе ст. 431— 433 содержат отсылки к соответствующим общим правилам уголовного судопроизводства.
В числе особенностей стадии по этим делам — введение и регламентация предварительного слушания — новой формы стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 431 и 432), особенности содержания решений о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей и других постановлений (ст. 433) и особенности подготовки к рассмотрению дела судьей с участием присяжных заседателей (ст. 434).
Приложение 2
Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей
Глава 37 УПК "Особенности разбирательства дела судом присяжных" (ст. 435—462) регулирует довольно широкий круг вопросов, обусловленных участием в суде присяжных заседателей. Метод простого перечисления и даже раскрытия их содержания мало что может дать в выяснении особенностей производства в рассматриваемой стадии. Предпочтительнее сгруппировать их по определенным блокам и прежде всего с позиции деления стадии на части (этапы).
Примечательно, что при полном сохранении перечня частей система стадии существенно пополнилась новыми этапами, обусловленными участием в судебном заседании присяжных заседателей.
Ныне система стадии выглядит так:
1) Подготовительная часть судебного заседания.
Наряду с традиционно решаемыми вопросами (ст. 267—277 УПК) обращают на себя внимание такие вопросы, как: формирование коллегии присяжных заседателей; краткое вступительное слово председательствующего; отбор присяжных заседателей в суде; освобождение, самоотводы и мотивированные отводы присяжным заседателям, а также их безмотивный отвод; образование коллегии присяжных заседателей, выборы их старшины и присяга присяжных заседателей; разъяснение присяжным заседателям их прав, обязанностей и ответственности и др.
2) Судебное следствие (ст. 446 УПК).
Традиционные судебные и следственные действия судьи обретают особенности в связи с участием присяжных заседателей. Обращает на себя внимание сокращенное судебное следствие и его место в реализации состязательных начал судебного разбирательства.
3) Судебные прения и последнее слово подсудимого (ст. 447 и 448 УПК).
4) Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей (ст. 450 УПК).
5) Напутственное слово председательствующего (ст. 451 УПК).
Здесь обращает на себя особое внимание законодательное нетрадиционное толкование принципа презумпции невиновности как "положения о толковании неустраненных сомнений в пользу подсудимого" (ч. 2 ст. 451 УПК).
6) Вынесение вердикта присяжных заседателей (ст. 452—456 УПК).
Система стадии судебного разбирательства и содержание ее частей отражает положения работы авторов В.В.Золотых, Ю.А.Ляхова и С.С.Цыганенко (Суд присяжных (программа теоретических основ спецкурса по процессуальному производству). Ростов-на-Дону, 1996)
7) Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей (ст. 457—460 УПК).
8) Постановление приговора (ст. 461—462).
Обращает особое внимание, что приговор постановляется профессиональным судьей единолично и даже без указания в нем фамилий присяжных заседателей.
Приложение 3
Особенности производства в суде второй и надзорной инстанций
(ст. 463—466 гл. 38 и 39 УПК)
Обращают на себя внимание здесь несколько моментов. Прежде всего указание, что порядок кассационного обжалования и опротестования судебных решений, постановленных при разбирательстве дела с участием присяжных заседателей, определяется общими "правилами, предусмотренными разделом четвертым настоящего кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой". Это положение никак не подкрепляет соответствующего, критикуемого выше, положения ст. 420 УПК, лишний раз показывая несостоятельность последнего.
Сокращение круга оснований для отмены или изменения судебных решений кассационной палатой Верховного Суда РФ (ст. 465 УПК) и в порядке надзора (ст. 466 УПК).
Представляется вполне закономерным решение Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П в отношении редакции части 1 ст. 464 УПК, которая "исключает из сферы судебного контроля практически все постановления судьи, председательствующего в суде присяжных, в том числе такие, на которые он не управомочен" (п. 6 описательно-мотивировочной части), и поэтому не соответствующей целому ряду положений Конституции РФ в той мере, в какой она исключает "возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определений (постановлений) суда первой инстанции о применении или изменении меры пресечения о помещении лица в медицинское учреждение для проведения судебно-психиатрической экспертизы, а также об отложении разбирательства, приостановлении уголовного дела или о роспуске коллегии присяжных заседателей и связанном с этим возобновлении подготовки к рассмотрению дела" (п. 2 резолютивной части).