Правительство Российской Федерации стремится к совершенствованию российской правовой системы по европейским стандартам. Этим российские власти предпринимают меры для интеграции с объединенной Европой.
Все перечисленные международные договоры, включая Пакт и Хартию, создают определенные гарантии прав человека и предусматривают соответствующие судебные процедуры, необходимые для того, чтобы предупредить злоупотребление и ошибки правительства или других государственных органов. К числу защищаемых в таком порядке относится, в частности, право на эффективную квалифицированную юридическую помощь, оказываемую в уголовном судопроизводстве подозреваемому и обвиняемому в соответствии с требованиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом России. Согласно части 2 статьи 49 УПК РФ, в качестве защитников допускаются адвокаты.
Обязанность властей Российской Федерации обеспечить независимость адвокатов, защищающих права и свободы граждан, закреплена положениями Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.) и Основными принципами, касающимися роли юристов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями на основе Резолюции № 18 Седьмого Конгресса ООН об обеспечении защиты практикующих юристов от неправомерных ограничений и давлений при выполнении ими своих функций (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года).
Основные принципы, касающиеся роли юристов и адвокатов, указывают на обязанность властей Российской Федерации:
1) строго соблюдать учет в рамках национального законодательства практики соблюдения полной конфиденциальности консультаций подзащитных с адвокатами (принцип № 22);
2) обеспечить условия, чтобы юристы могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания и неоправданного вмешательства (принцип № 6 пункт 1);
3) не подвергать судебному преследованию и судебным административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозой подобного преследования;4) обеспечить юристам гражданский и уголовный иммунитет в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей (принцип № 20).
В дальнейшем, в развитие и уточнение принципов, касающихся независимости и гарантий неприкосновенности практикующих юристов, а так же адвокатов, в том числе адвокатов, были сформулированы дополнительные положения в итоговом Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.) как одна из важнейших задач работы ООН и ОБСЕ в области охраны прав человека и основных свобод.
Пунктом 19 главы 2 этого Документа сформулирована степень необходимых гарантий независимости участников судопроизводства, в том числе адвоката-защитника, с тем чтобы обеспечивалось соблюдение основных принципов правосудия. Выполнение государством этой задачи определяет степень развития институтов гражданского общества и зрелости демократии страны в целом.
Во исполнение положений, указанных выше общепризнанных принципов и норм международных договоров Российской Федерации, гарантии независимости прокуроров и судей были закреплены специальными положениями соответствующих федеральных законов, которыми, в частности, предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела, привлечения их к уголовной ответственности и производства по делам против должностных лиц этих органов, что является достаточной гарантией их личной безопасности и, как следствие, - независимости.
Учитывая, что такими же юристами-практиками, как прокуроры, являются адвокаты, выполняющие функции защитников по уголовным делам, последние, как равноправная сторона судопроизводства, должны иметь равные с прокурорами гарантии неприкосновенности, личной безопасности и иммунитета, в том числе и особый порядок возбуждения против адвокатов уголовных дел, привлечения их к уголовной ответственности и производства по делам против них.
Положение об одинаковых правовых гарантиях деятельности и принципа независимости адвокатов следует из смысла Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.), в котором признана необходимость государственного, а значит, и законодательного закрепления гарантий независимости судей и юристов-практиков, в том числе адвокатов. Обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод граждан следует из положений статей 2, 17, 18 и 45 Конституции Российской Федерации и реализуется в том числе принятием соответствующего законодательства о гарантиях независимости защитника-адвоката.
В значительной степени независимость адвоката позволяет последнему активно защищать права человека и основные свободы, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, реализуя конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48), добиваться защиты прав и свобод своих подзащитных в судебных и иных учреждениях. При этом используется принцип гуманизма.
Статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации в ее правовую систему включены общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и установлен их приоритет над федеральными законами.
Именно дополнение федеральных законов общепризнанными принципами и нормами международного права о гарантиях адвокатской независимости позволяло в 1997 году властям утверждать, что в Российской Федерации обеспечивается конституционный принцип равноправия (статья 19) граждан перед законом, равноправия сторон в судопроизводстве (статья 123 часть 3) и конституционные права на юридическую помощь (статья 48), право на судебную защиту (статья 46) и защиту государством (статья 45), гарантированные правосудием (статья 18), и что российские власти соблюдают свои международные обязательства о гарантиях безопасности и иммунитета адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью по защите прав человека и гражданина.
Согласно части второй статьи 1, Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Этими же нормами в России должен обеспечиваться уголовно-правовой принцип равноправия граждан перед законом, предусмотренный статьей 4 УК России.
Указанный принцип включает в себя не только формальное провозглашение равных прав, но и установление возможности в равной степени гражданам реализовать провозглашенные законом права. Одним из важнейших институтов защиты прав граждан является институт адвокатуры - самоуправляемое профессиональное объединение независимых защитников. Непременным условием деятельности адвокатов является их процессуальная, организационная и материальная независимость от органов власти, которым часто приходится оппонировать адвокату, защищающему права и интересы доверителей. Современная юридическая практика доказывает необходимость деятельности независимого юриста-практика, в том числе и адвоката, свободного от давления, шантажа, угроз и преследований в связи со своей профессиональной правозащитной деятельностью. Для реализации этих принципов деятельности адвокатов российские власти обязались соблюдать положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.), отмечая, что только использование возможностей защиты, осуществляемой независимыми адвокатами, позволяет стороне реализовать возможности законной защиты своих прав, интересов и свобод. С этой целью пунктом 5.13 закреплено обязательство властей гарантировать независимость адвоката, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики.
Из содержания указанных выше международных актов и статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации следует обязанность российских властей обеспечить безопасные условия работы не только представителей обвинения (прокурора, следователя), но и адвоката - в связи с выполнением последним своих профессиональных обязанностей защитника в уголовном судопроизводстве.
Для того, чтобы адвокат мог осуществлять свои функции и был полезным в судебном споре, ему, как "свободному институту" защиты прав человека, всей своею мощью государство обязано обеспечить гарантии независимости, включая гарантии личной безопасности, а так же соблюдать принципы деятельности адвокатуры.
Как рабочему нельзя - опасно - использовать в работе неподготовленный, непроверенный инструмент, так и гражданину нельзя - опасно - пользоваться помощью адвоката незащищенного, зависимого от третьих лиц (а может быть, и от ответчика в лице государства). Это опасно, вредно для свидетеля, подозреваемого, обвиняемого и для самого адвоката, а также в целом для правосудия.
Заключение
Подводя итог проделанной работы необходимо отметить, что правовые принципы, лежащие в основе деятельности адвокатуры в Российской Федерации, как института адвокатуры, достаточно хорошо описана в специальной литературе. Необходимо отдать должное усилиям адвокатских образований всех уровней в вопросах продвижения предложений по совершенствованию этой деятельности.
Подводя общий итог, отметим, что адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц, посредством соблюдения и исполнения правовых принципов адвокатскими работниками.
Рассмотрев данные принципы, можно найти некую взаимосвязь этих принципов. Она выражается в соподчинении одного принципа над другим. Так, например, принцип законности «подчиняет» себе принцип гуманизма, т.к. принцип законности является конституционным принципом. Т.е. принцип гуманизма основан на уважении чести и достоинства человека. А добиться этого можно только законными методами, не нарушая законодательство.
Проводя анализ и исследование принципов деятельности адвокатуры РФ, с законодательством международных стран, можно отметить, что Российское законодательство соответствует нормам международного права, и в какой то части, даже совпадает с нормами международного законодательства.
Деятельность российской адвокатуры с первых шагов ее становления была подчинена гуманистической задаче - оказания правовой помощи населению, обеспечения защиты обвиняемого и представительство интересов других участников процесса. Фундаментальными основами ее деятельности были самоуправление, независимость от государственных органов, соблюдение нравственных требований профессии, законность, и другие принципы.
Реализация этих положений на разных этапах развития адвокатуры зависела в значительной мере от ее организационных основ формирования и устройства адвокатских коллективов, характера правовой и политической системы государства. Четко прослеживается закономерность: степень независимости и суверенности адвокатуры определяется зрелостью демократических институтов государства. В свою очередь правовой статус адвокатуры всегда являлся определенным показателем защищенности личности и одним из индикаторов, свидетельствующих об успехах в продвижении к правовому государству и развитому гражданскому обществу.
Определение адвокатуры как института гражданского общества, профессионального сообщества адвокатов, ставящего целью защиту прав, свобод и интересов личности, общества и государства, признание публичного характера деятельности адвоката, регламентация условий и порядка приобретения и лишения статуса адвоката, регулирование форм организации адвокатской деятельности, основанное на принципах независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, - таковы в самом общем виде положения вновь принятого законодательства об адвокатуре, принятого в соответствии с Конституцией 1993 года и ратифицированными международными актами.
Список используемых материалов и литературы
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, №237, 25.12.93;
2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 63 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ);
3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 08.04.2005) // Российская газета, N 222, 05.10.2005;
4. Приказ Минюста РФ от 08.08.2002 N 217 «Об утверждении формы ордера» // СПС Консультант – плюс. Высшая школа;
5. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. - М., 2002. - С. 39-40;
6. Панько Н. Деятельность адвоката-защитника по обеспечению состязательности. С. 89;
7. Шаров Г.К. Роль международных норм в деятельности российской адвокатуры // Материалы международной конференции «Государство и право на рубеже веков». М.- 2000;
8. Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60-80 годы XIX в. - М., 1987.
9. Адвокат в уголовном процессе / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997;
10. Барщевский М.Ю. Адвокат для предпринимателя //Закон.1993.№ 3
11. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права 2000;
12. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 1997;
13. Роль и задачи российской адвокатуры: Сб. статей, адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1972;
14. Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996;
15. Грудцына Л.Ю. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. – 2004. – № 7;
16. Деханов С. А. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. – 2004. – № 12.
17. Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10, 11.
18. Гулиев В. Адвокатура как правовой институт российской демократии // Российский адвокат. – 1995. – № 1.
19. Исанов С.Н. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат. – 2004. – № 11.
20. Резник Г.М. «Настройка» Закона об адвокатуре: от правовой концепции к непротиворечивой практике // Российская юстиция. – 2002. – № 10;
21. Резник Г.М. Неопределенностью закона кто-то обязательно воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл // Адвокат. – 2004. – № 11.
22. Хаски Ю., "Российская адвокатура и советское государство", М., 1993;
23. И. Ю. Сухарев. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности. Журнал "Юрист", 1995, № 2 (4);
24. Клигман А.В. Актуальные проблемы российской адвокатуры // Проблемы профессиональной правозащиты в России: Материалы научно-практической конференции. - М., 1996;
25. Этина Т.С. Правовое регулирование организации и деятельности российской адвокатуры // Актуальные проблемы правоведения .- Кемерово, 1995.
[1] Степанов А. Каким быть закону об адвокатуре России // Российская Юстиция. 2004. № 3. С.11.
[2] Трошина С. М. Правовой статус адвоката //Трудовое право. -2004. - № 7. - С. 32.
[3] Трошина С. М. Правовой статус адвоката //Трудовое право. -2004. - № 7. - С. 32.