Как функционирующая система рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса.
Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Составной частью рыночной экономики является конкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.
Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, системой множества разнообразных специализированных рынков. Существует несколько различных методов их классификации в зависимости от выбранного критерия.
Основными преимуществами рыночной экономики являются:
•эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
•высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;
•быстрое использование достижений науки и техники;
•свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
•способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
•относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.
Основными недостатками рынка являются:
•отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования;
•отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
•неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
•отсутствие гарантий на труд;
•неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
•нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.[5]
5. Планирования деятельности в туристической области
Процесс планирования основывается на знании и использовании экономических законов. Наиболее распространенными из них являются: закон возвышения потребностей, закон экономии времени; товарного производства (закон стоимости); рыночной экономики.
Ведущие экономисты определяют процесс планирования следующим образом. Р. Акофф считает, что планирование — это «процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений» ситуации, когда желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, приняв которые, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. По мнению Г. Эмерсона и Ф. Тейлора, планирование — это процесс, представляющий одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, а также этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применять. В. Хойер полагает, что в понятие «планирование» входит «определение целей и путей их достижения».
Таким образом, планирование представляет собой не просто деятельность, а процесс, в рамках которого происходит развитие. В целом планирование — это непрерывный процесс, ориентированный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел предприятия. Планирование содержит систему мер, предусматривающих определение конкретных целей его развития, способов и методов их достижения, установление порядка и сроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.
Любой механизм планирования деятельности коммерческой организации, в том числе работающей на рынке туризма, содержит: принципы планирования; определение приоритетных целей; обеспечение взаимосвязи между показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; рассмотрение проблем; выбор наилучшего варианта развития; контроль за реализацией планов.
Все цели должны отвечать следующим требованиям:
♦ порядок — упорядоченность целей по иерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приоритетов;
♦ реальность — возможность достижения целей при заданных условиях;
♦ состоятельность — взаимосопоставимость и непротиворечивость;
♦ актуальность;
♦ целостность - система целей должна содержать все важные цели и быть совокупной;
♦ полезность - все работники должны чувствовать ответственность за достижение целей и их полезность;
♦ прозрачность и подконтрольность (единая структура системы целей, поддающаяся контролю).
В процессе планирования деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства, как и всех других видов деятельности, при формулировании целей создаются основы мотивации и пробуждается заинтересованность работников предприятия в их достижении.
Для предприятий всех отраслей, в том числе туристской отрасли, существуют следующие виды целей:
• конечные — победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке;
• высшие — получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг;
промежуточные — увеличение пропускной способности гостиницы, ресторана, оптимизация номерного фонда гостиницы; о подцели — увеличение количества услуг.
По возможности измерения выделяют экономические цели:
• количественные — рост прибыли и рентабельности, увеличение дол и предприятия на рынке, рост объема услуг, минимизация издержек, увеличение платежеспособности и ликвидности, увеличение размеров резервных фондов и др.;
• качественные — повышение качества обслуживания, сервиса.
По срокам достижения цели подразделяются на долгосрочные (стратегические), среднесрочные и кратковременные (оперативные). Постановка долгосрочных целей является первым этапом стратегического планирования.
Процесс планирования на предприятиях разных отраслей, в частности гостиничного и ресторанного хозяйства, состоит из трех этапов: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определения целей; нахождение средств для развития предприятия. Иногда процесс планирования может быть расширен до шести этапов: анализ ситуаций; планирование целей (результатов); планирование средств, необходимых для достижения целей; принятие решений (выбор альтернативы); планирование реализации; контроль (по критерию успеха).
Планирование деятельности чаще всего производится на основании данных прошедших периодов и определяет направление развития предприятия в перспективе, следовательно, надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошедших периодов. Высокую надежность планирования невозможно обеспечить без данных бухгалтерского учета и статистических данных. В процессе планирования необходимо учитывать, что экономические кризисы и другие форс-мажорные обстоятельства вообще не поддаются планированию, т.е. планирование базируется на неполных данных.
Предприятие должно подвергнуть планирование своей деятельности такой формализации, чтобы разработка планов базировалась на всех имеющихся показателях. В целом система планирования гостиничных и ресторанных предприятий состоит из отдельных планов по конкретным направлениям деятельности структурных подразделений. Предприятиям необходимо устранять несоответствия, выявленные в процессе разработки планов по отдельным видам деятельности.
В крупных гостиничных и ресторанных комплексах высшее руководство, как правило, определяет генеральные и текущие цели, стратегии, общее направление развития (объем и структуру инвестиций, потребности в финансовых ресурсах, долю рынка, организационную структуру, прибыль и т.п.). Работа по планированию на таких предприятиях сосредоточена в специальных службах (экономическом, финансовом, планово-экономическом отделах). В свою очередь службы планирования доводят руководящие команды, допущения, прогнозы до руководителей подразделений, которые и разрабатывают планы.[6]
Туристское планирование является весьма трудоемким и сложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности в туризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальное воздействие на направления и результаты туристской деятельности. К ним, как правило, относятся:
• местное население;
• сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
• политические и другие официальные лица;
• профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;
• официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.
Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.
Туристское планирование — комплексный процесс, вовлекающий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешить большинство экономических и социальных проблем. К сожалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономической депрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможности правительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма. В таких странах правительства, не имеющие возможности полноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из-за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке. Очень часто процесс туристского планирования останавливается из-за общественных выступлений в защиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высокими. Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов. Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (в основном экологического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинации. Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем.[7]
6. Планирование гостиничных объектов
Для создания повой гостиницы необходим проект, процесс создания которого подразумевает изучение многих областей экспертных знаний и многих взаимосвязанных видов деятельности. Любой такой новый проект (как строительства нового отеля, так и реконструкции существующего) — это очень сложный инвестиционно-строительный процесс. Разработчик гостиничного проекта управляет процессом его создания и доведения до логического завершения (то есть выступает в качестве лидера группы в период реализации проекта); впоследствии он может принять па себя ответственность за функционирование предприятия (если является гостиничным менеджером). При создании крупных гостиничных комплексов па определенном этапе необходимо привлечение специалистов в специфических областях гостиничной деятельности (дизайнеров интерьеров, внешней инфраструктуры, финансистов, аналитиков рынка, специалистов по РК., юристов и т. д.), так как разработчик не может быть экспертом во всех областях.
Менеджер отвечает за принятие повседневных решений, и когда проект переходит на следующую стадию, он может продолжить работу или быть заменен другим специалистом. Окончательное решение по возникающим в процессе реализации проекта вопросам владельцы и инвесторы принимают на основании мнений всех членов рабочей группы.
Успех проекта во многом зависит от эффективного управления всеми участвующими в нем специалистами.
В общем виде проектирование гостиничного предприятия состоит из:
♦ анализа возможностей и планирования;
♦ строительства.
Анализ возможностей и планирование для гостиничного предприятия связаны со следующими действиями:
♦ предварительным планированием и расчетом (определение объема рыночных исследований, составление плана действий и бюджета);
♦ определением требований рынка (детальный анализ клиентской базы и рынка с учетом позиции конкурентов, делового и туристского потенциала местности и т. д.);
♦ оценкой объекта и кратким обзором инфраструктуры (полевыми исследованиями): места предполагаемой застройки, возможности доступа к объекту, расположения организаций и учреждений, наличия транспортной инфраструктуры, ландшафта вокруг предполагаемого места застройки, ограничений и потенциала строительства;
♦ планированием концепции будущего предприятия (определение окончательного места строительства, производственной мощности, доступности, выбор команды, топ-менеджмента и т. п.);
♦ программированием продукта и производства (определение программ гостеприимства, наборов постоянных продуктов и их комбинаций, фаз разработки);
♦ проведением экспертизы экономической целесообразности проекта;
♦ анализом финансовых возможностей реализации проекта;
♦ согласованием разрешительной документации с различными структурами (с федеральными и местными властями, квазиобщественными организациями и т. д.);
♦ подготовкой заключительного плана;
♦ получением финансирования;
♦ началом строительства.
По завершении каждого этана анализа возможностей и планирования производится обсуждение и координация всех показателей. Иначе бизнес-план может пойти по неверному пути.[8]
Заключение
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.
Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Эффективной признается такая структура экономики, которая способна гарантировать устойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает.[9]
Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предприятию), — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
Исходя из этого, каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.
Литература
1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.: Питер, 2007г.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
4. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.
5. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм / учебное пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007г.
6. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм / учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007г.
8. Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г.
9. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / учебное пособие – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007г.
[1] Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / учебное пособие, 2007г. Стр. 10-15.
[2] Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм / учебное пособие, 2007г. Стр. 97-98.
[3] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.: Питер, 2007г. Стр. 31-35.
[4] Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю., 2007г. Стр. 178-180.
[5] Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г. Стр. 17-20.
[6] Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм / учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г. Стр. 179-182.
[7] Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г. Стр. 146-147.
[8] Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г. Стр. 75-77.
[9] Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.