Предмет, метод, принципы управленческого учета

Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений:

- недостатки планирования;

- неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;

- несоответствие системы контроля требованиям управления;

- выбор неверной цели.

Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

Бюджеты и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала организации, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

 Налаживается обмен информацией и отчетностью между отдельными службами, таким образом, менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ним задачи.

1.2. Информация, формируемая в системе управленческого учёта


Руководителям организации для выработки управленческих оперативных решений и координации развития организации не­обходима как обобщенная информация по затратам, так и кальку­ляция затрат по центрам ответственности, наименованиям изде­лий, по видам продукции и т. д. Иными словами, информация обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач и перспектив развития данной организации.

Для передачи информации на разные уровни управления и организации обмена информацией между различными звеньями управляющей системы в организации создается информацион­ная система управления, основанная на применении современных информационных технологий

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е всё то, что расширяет представление об объекте исследования[3].

Управленческая информация подразделяется на финансовую и нефинансовую. Финансовая информация создается на основе дан­ных финансового учета, производственного учета и в основном представляет собой количественную информацию. Нефинансовая количественная информация также является полезной для управ­ления организацией при планировании и контроле. К ней отно­сятся: количество отработанных машино-часов; количество машино-часов, потерянных в результате простоев; количество работников; количество дней, прошедших от размещения заказа до получения продукции; процент счетов, содержащих ошибки; количество про­дукции, произведенной за неделю; количество единиц или наиме­нований готовой продукции на складе и т. д.

Некоторые виды информации не могут быть выражены в циф­рах. В связи с этим информация делится на количественную и ка­чественную. Примерами качественной информации являются:

—законодательство по данному виду деятельности;

—отзывы покупателей о качестве товаров или услуг;

—отчет о работе сотрудников.

Таким образом, в управленческом учете бухгалтер оперирует и информацией, не поддающейся количественной оценке, так как некоторые проблемы управления не могут быть решены только путем сбора и анализа числовых данных, наряду с ними имеют значение факторы, которые не могут быть представлены в число­вом выражении.

Для принятия управленческих решений может применяться полная и неполная информация об объекте исследования.

 В соответствии с международными стандартами фи­нансовой отчетности, важнейшими критериями качества учетной информации является ее полезность для различных групп поль­зователей. К основным качественным характеристикам информа­ции относятся: понятность, уместность, надежность и сопостави­мость.

Понятность означает доступность для понимания пользовате­лем, который обладает достаточными знаниями в сфере деловой, экономической деятельности, бухгалтерском учете. При этом сложная финансовая информация не должна исключаться, если она необходима для принятия экономических решений.

Требование уместности (релевантности) информации подра­зумевает то, что она влияет на экономические решения пользова­телей, помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события или подтверждать, или исправлять прошлые оценки. На уместность информации в значительной степени влияет ее харак­тер и существенность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могут повлиять на решения пользо­вателей.

Уместность информации является результатом сочетания трех ее характеристик: предсказуемости, свойства обратной связи и своевременности. Предсказуемость представляет свойство ин­формации, помогающее ее пользователям повысить вероятность реальности прогнозов. Особенно это важно в принятии решения по инвестиционным проектам. Процесс обратной связи предпола­гает, что информация играет важное значение в подтверждении и корректировке предыдущих данных (предположений). Информа­ция о результатах одного решения используется для принятия следующего решения. Своевременность информации позволяет сохранять свою полезность. Значительная задержка предоставле­ния информации заинтересованным пользователям может привес­ти к потере ее уместности. Для обеспечения своевременности ин­формации иногда необходимо представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, та­ким образом, ее надежности. Ожидание момента, когда становятся известны все факты хозяйственной деятельности предприятия, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.

Следующая важная характеристика учетной информации — на­дежность, достоверность. Информация является надежной, если она не содержит существенных ошибок и искажений, правдиво от­ражает деятельность предприятия, и пользователи могут поло­житься на нее.

Надежность информации обеспечивает ряд характеристик:

— Правдивость. Информация должна правдиво отражать хозяй­ственные операции и прочие события, происходящие в организации.

— Преобладание экономического содержания информации над формой. Необходимо, чтобы хозяйственные операции и дру­гие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

— Нейтральность. Подразумевает тот факт, что информация должна быть непредвзятой, не должна содержать пристраст­ных оценок.

— Проверяемость. Является исключительно важным свойством информации и означает, что, пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут к одинаковым выво­дам. Таким образом, влияние субъективной оценки и пристра­стности должно быть исключено. Однако стоит признать, что осуществить это в реальности, особенно в управленческом учете, представляется весьма проблематичным.

— Репрезентативная достоверность данных. Подразумевает, что существует прямая связь между явлением и его оценкой, и не существует каких-либо определённых факторов, способ­ных исказить оценку явления при том, что само явление ос­тается неизменным.

— Осмотрительность. В соответствии с международными стан­дартами «осмотрительность» относится к качественным ха­рактеристикам информации, хотя также часто рассматрива­ется в принципах ведения учета.

— Полнота информации. Требование полноты имеется в рос­сийском законодательстве, при этом подразумевается пол­нота отражения всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с международными стандар­тами требование полноты информации рассматривается с точки зрения ее существенности и затрат на ее подго­товку.

— Сопоставимость. Это свойство формы представления инфор­мации, которое повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными показателями и данными. Пре­дельной формой сопоставимости является единообразие, ко­гда представляется информация не просто в сопоставимом, а в совершенно однообразном формате.

Таким образом, сущность управленческого учета можно определить как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития организации.


Глава 2. Методология и системы управленческого учёта

2.1. Приёмы и способы управленческого учёта


Метод управленческого учета представляет собой совокупность различных приемов и способов, посредствам которых объекты управленческого учета отражаются в информационной системе организации.

Он состоит из следующих элементов: документация, инвентаризация, оценка, группировка и обобщение, счета и двойная запись, планирование, нормирование и лимитирование, анализ, контроль[4].

Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности организации.

Инвентаризация — способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.

Группировка и обобщение — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура хозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления организацией. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации, которое охватывает все сферы его деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать