Государство помогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в России: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.
Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.
Предприятие обязано:
- охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;
- возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
- обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.
Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью.
Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход, преобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда. Предприятие ликвидируется также в случаях:
- признания его банкротом;
- если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;
- если решением суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.
Система управления предприятием в условиях рынка.
Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива.
Для осуществления производственно-хозяйственных и социальных функций предприятия создается административный аппарат. Количество подразделений, организационная структура предприятия, штаты зависят от специфики производства и определяются самим предприятием.
Основным принципом управления государственными предприятиями был и остается принцип демократического централизма. Сущность его заключается в объединении централизованного управления с предоставлением им определенной самостоятельности. При условиях командно-административной системы имела место излишняя централизация в управлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и носила фиктивный характер.
Важным принципом управления является единое руководство, то есть подчиненность руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. Это означает также, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения лично руководит, организовывает и отвечает за эффективную деятельность предприятия и его трудового коллектива. Такое руководство осуществляется им через своих заместителей и начальников соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров, планово-экономический, юридический отделы, бухгалтерия, канцелярия), которые функционально подчиняются только директору предприятия.
От качества руководящих кадров в значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно от руководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлять коллективом зависит успех деятельности предприятия.
Управление — это властные отношения, и содержание их определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и систему управления. Он является монополистом по отношению к управлению своей собственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функции управления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. А коллектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих, которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут быть допущены к управлению производством.
Если собственником предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий избираются. Высшим руководящим органом таких предприятий являются общие сборы собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление.
Правление предприятия избирается собственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативной основе. Из своего состава правление избирает председателя и его заместителей или их роль исполняют поочередно все члены правления.
На всех предприятиях, где используется наемный труд, заключается коллективный договор между собственником и трудовым коллективом. Этим договором регулируются производительные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и др.
Трудовой коллектив рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот.
Предприятие и государство.
Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.
Успех деятельности предприятия в большой мере зависит от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной средой. Советский опыт показал, что полномасштабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической, экономической и социальной среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий.
Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирмового управления.
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.
Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.
Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться только государственными предприятиями.
Без специального разрешения (лицензии) не могут осуществляться:
- поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
- производство и ремонт, реализация спортивного, охотничьего, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;
- изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;
- изготовление пива и вина;
- изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных изделий;
- изготовление табачных изделий;
- медицинская практика;
- ветеринарная практика;
- юридическая практика;
- создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;
- торговля алкогольными напитками;
- внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов воздушным, речным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;
- посредническая деятельность с приватизационными бумагами;
- оказание услуг по охране государственной, коллективной и частной собственности;
- монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств охранной сигнализации;
- добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
- добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;
- сбор, переработка твердых и жидких отходов производств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и их лом;
- выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;
- проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;
- аудиторская деятельность;
- страховая деятельность;
- изготовление и реализация ветеринарных медикаментов и препаратов;
- строительство и техническое обслуживание общегосударственных сетей передачи данных и документальной связи;
- строительство и техническое обслуживание передающих станций спутниковых связей;
- международные и междугородние почтовые перевозки;
- обработка почтовой корреспонденции;
- выдача и прием денежных переводов;
- использование радиочастот;
- производство и ремонт средств измерения и контроля;