Президент РФ. Правовой статус, полномочия, выборы, отрешение от должности
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н.Прянишникова»
Кафедра Земельного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Основы права»
тема: «Президент РФ. Правовой статус, полномочия, выборы, отрешение от должности»
Выполнила студентка 3 курса
Специальности 060500
«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» гр.32
Шифр Бс/х-2003-165
Пермь 2005
Содержание.
1. Президент РФ. Правовой статус, полномочия.
2. Выборы.
3. Отрешение от должности.
Список использованной литературы.
1. Президент РФ. Правовой статус, полномочия.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.
Наделение Президента России такими обширными полномочиями прямо вытекает из конституционной нормы о том (п.2 ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
В отличие от ранее действующего Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России - это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти, позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент РФ активно участвует в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. Так, согласно п. «а», «б», «в», «г», «и» и «к» ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, Федеральных министров;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- формирует Администрацию Президента РФ;
- назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах РФ.
Президент России обладает весьма значительными полномочиями учредительного характера в отношении других государственных органов:
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
- ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;
- вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
- назначает судей других федеральных судов, в том числе и судей военных судов военных округов, групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных органов;
- назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ, Президент РФ:
- назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует Федеральные законы;
- назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
Президент России как должностное лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.
Весьма значительными полномочиями обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.
Содержание полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
Как было уже отмечено, Президент РФ по предложению Правительства РФ назначает на должности Федеральных министров и руководителей оборонного комплекса России: министра обороны и председателя комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.
В этот орган, основными функциями которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации, кроме Президента входят руководители палат парламента и председатель Правительства Российской Федерации, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других государственных органов (службы внешней разведки и др.).
Среди полномочий Президента есть и такие, осуществление которых самым непосредственным образом влияет на боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации:
- утверждение военной доктрины Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации;
- присвоение высших военных званий;