История создания архитектурного ансамбля г. Биробиджана
К сожалению, архитектура нашего города Биробиджана не может конкурировать с архитектурой г. Москвы, г. Петербурга или г. Хабаровска, так как наш город по сравнению с ними еще молодой. В этом году он отметил свое 70-летие. А как все начиналось? Ведь раньше здесь- кругом была тайга и болота.
Вырос наш город на месте железнодорожной станции Тихонькая, заложенной здесь в 1912 году при строительстве Амурской железной дороги. В 1931 году станция Тихонькая была переименована в Биробиджан (по названиям рек Биры и Биджана). На обширной территории заключенной между Транссибирской магистралью и Амуром, в бассейне рек Биры и Биджана, недалеко от Хабаровска. Были изысканы крупные массивы пригодные для распашки земель, имелись обширные луга, богатейшие леса, ценные полезные ископаемые, что способствовало заселению этих мест. С образованием Еврейской автономной области в 1934 году, Биробиджан становится ее административным центром. А в 1937 году поселок Биробиджан получает статус города.
В фондах областного краеведческого музея хранится один любопытный документ. Это один из проектов строительства города. Он именуется «Архитектурный план» и составлен московским ГИПРОГОРом, НККХ к 1937 г. Как отмечал Галнес-Майер, один из авторов проекта, существующая застройка Биробиджана ныне беспорядочна, малоценна, представляет в большинстве своем избы и в незначительной части рубленые и глиноблочные одно- и двухэтажные дома.
Река Бира в те годы считалась судоходной на протяжении 197 км. По ней ходил маленький речной пароход. Проектом намечалось строительство на левом берегу реки городской пристани в районе нынешней филармонии причала и вокзала. Улица Горького должна была оставаться пешеходной и связывать оба вокзала - железнодорожный и речной. Осуществить эту идею не позволило обмеление реки.
Основную часть жилой зоны предполагалось разместить на правом берегу Биры. Здесь намечалось расселить к 1937г - 16-18 тыс. человек, а к 1942г - 34-36 тысяч. В дальнейшем строительство жилого массива должно было расширяться до 13 км шоссе Биробиджан- Бирофельд. Административный центр по проекту располагался у большой сопки. Тут должны были разместиться административная площадь, облисполком, горсовет, облсуд, прокуратура, милиция, Госбанк и другие учреждения. Примыкать к административному центру на главной магистрали города, ведущей к вокзалу, будет (как предполагалось) торговый центр с универмагом, спецмагазинами, центральным колхозным рынком, домом колхозника и т.д.
Задумывалось так, а получилось наоборот. Время все расставило на свои места, многое изменилось в архитектурной летописи Биробиджана, но, не смотря, ни на что, облик нашего города хорошеет из года в год, ставится все привлекательней.
Отправной точкой развития г. Биробиджана считается 1928 год, когда прибывала первая партия евреев-переселенцев. В связи с ростом населения в последующие годы и стал бурно разрастаться город. В истории отмечается, что за эти десять лет было построено около 50 тыс. м² жилья.
В 1930 г. был построен по проекту инженера Сомхи первый железнодорожный вокзал в Биробиджане. Здание было деревянное, барачного типа, не соответствующие нормам пожарной безопасности. (рис. 4, 6)
А в 1934 г. начинает работать кирпичный завод, продукция которого направляется на строительство комбината стандартного домостроения. Это послужило толчком для создания нового кирпичного здания железнодорожного вокзала, рассчитанное на обслуживание 500 пассажиров в сутки. Возросший объем грузовых и пассажирских перевозок, необходимость улучшения условий труда персонала и обслуживания пассажиров вызвали необходимость расширения вокзала.
1937 год улицы маленького городка украшают деревянные тротуары, деревянные двухэтажные дома и несколько больших каменных зданий: областной больницы (на 250 коек), кинотеатра (звуковое кино), областной типографии и десятой школы.
С 1940 г. оригинально влилось в архитектурный ансамбль нашего города здание областной библиотеки и краеведческого музея построено по проекту известного архитектора МЯ. Гильмака - одного из авторов здания библиотеки им. .Ленина в Москве (известной также как Пашков дом).
На центральной площади г. Биробиджана 7 октября 1978 г. состоялось торжественное открытие памятника основателю коммунистической партии и советского государства ВИ. Ленину. Автор памятника известный советский скульптор, академик участник Великой Отечественной войны Лев Ефимович Кербель. Он создал более 40 памятников В.И. Ленину. Архитектурный ансамбль площади создавался по проекту Льва Валентиновича Мисотникова- руководителя московской архитектурной мастерской. Л.В. Кербель присутствовал на его открытии.(рис. 8, 9)
Для создания архитектурной выразительности улиц нашего зеленого городка местная власть старалась пригласить специалистов с соседнего Хабаровска. Так было построено здание универмага, автором которого был Радий Петрович Кухарский.
К 50-летию ЕАО было сдано в эксплуатацию здание областной филармонии. построено трестом «Биробиджанстрой», строительными и монтажными организациями Главдальстроя Минмонтажспецстоя СССР и Главдальпроммонтажа Минмоатажспецстроя СССР по проекту Московского института «Гипротеатр». А к 70-летию области была украшена театральная площадь фонтаном и колоннами. .(рис. 1,2,3,5)
Центральная улица города Биробиджана носит имя великого еврейского писателя Шолом-Алейхема (Рабинович Шолом Нохумович, 1859- 1916 г.г., автор всемирно известных произведений «Менахем-Мендл», «Тевье молочник», «Блуждающие звезды» и др.). Свое нынешнее название улица получила в 1946 году. До этого она называлась Партизанской. Улица протяженностью почти в 5 км пересекает город с востока на запад. На ней расположен ряд промышленных предприятий: объединение «дальсельмаш», промышленно-торговая фирма «Надежда», мебельная фабрика. Тут же различные предприятия сферы услуг, гостиница «Центральная», дворец культуры, областная больница, другие учреждения здравоохранения, магазины, рынки, торговые центры. Наиболее интенсивное строительство велось здесь в 50-60 годы, когда на месте болот и озер выросли кварталы современных зданий. Сегодня улица Шолом-Алейхема в Биробиджане одна из самых красивых и благоустроенных. .(рис. 7)
В последние годы наиболее выразительней стал архитектурный ансамбль нашего города. Очень удачно гармонируют между собой излюбленные места горожан: «Театральная» и «Привокзальная» площадь, сквер «Победы» и площадь «Дружбы».
«Театральная» площадь стала излюбленным местом молодежи. В летние вечера под шум фонтана здесь встречаются влюбленные пары. Игра цветов на брызгах гранитного фонтана, сопровождаемая музыкой создает мощную положительную энергетику. Начинает звучать каждый предмет, река и облака, у каждого человека непременно тоже есть своя мелодия. Несомненно, и город тоже «играет». Железнодорожный вокзал- это ворота нашего города. .(рис. 1,2,3,5) Здесь очаровывает своей красотой гостей города «Привокзальная» площадь, которая умещает в себе историю области (памятник переселенцам) и историю еврейского народа (над фонтаном возвышается менора- это семисвечник, который использовался евреями во время странствования по пустыне). .(рис. 4, 6)Утопает в зелени площадь «Дружбы», которая символизирует теплые отношения между народами. Ежегодно, 9 мая, жители Биробиджана, с волнением идут на митинг в сквер «Победы», чтобы почтить память земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Камни могут передать теплоту чувств, возвышенность, целеустремленность, горесть и печаль. В сквере «Победы» обелиск Славы изготовлен из белого мрамора, увенчанного ордером Победы. Он установлен на розовом граните. Сочетание белого мрамора, олицетворяющего чистоту и возвышенность чувств, розового гранита- пролитую кровь и черного базальта- скорбь, придает торжественность и строгость окружающей обстановке. Невдалеке расположена часовня в память о погибших солдатах.
Заключение.
В развитии архитектуры на любом из ее этапов важное место занимают поиски художественной выразительности. Вместе с тем архитекторы постоянно стремились к тому, чтобы их произведения отвечали в полной мере той триаде, которой следовали еще зодчие древности- польза, прочность, красота. Для придания зданиям архитектурной выразительности и долговечности их облицовывают. Так как каменная облицовка повышает сохранность и долговечность зданий и освобождает от ремонта наружных частей на многие десятилетия. Имеемо архитектурные сооружения складываются в буквы каменной летописи города, которая была начата руками первостроителей. В этой летописи- и память о зодчих, авторах сохранившихся памятников архитектуры. Каменные страницы нашего города будут еще много лет повествовать будущим поколениям «биробиджанцев». Ведь в творчестве, как и в природе, на смену серым будням приходят светлые и солнечные дни.
В последние годы современной архитектуре города Биробиджана отводится большая роль декоративным и облицовочным камням. Это от части вызвано тем, что постепенно меняются объемы и формы воздвигаемых зданий. Особой выразительности архитекторы добиваются, комбинируя камень с современными строительными материалами.
Литература
1. Архитектура и архитекторы Хабаровска-/ Н.П. Крадин.- Хабаровск: Кн. Изд-во, 2003.- 160 с.
2. В удивительном мире камня. / В.И. Лебединский М.: Недра, 1978. – 159 с.
3. География природных ресурсов и природопользования Амурской области / А.В.Чуб. Благовещенск: Зея, 2003.- 213 с.
4. Геология. Лабораторный практикум. Полевая геологическая практика. / В.П. Бондарев М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. – 190 с.
5. Геология / В.В. Добровольский М.: ВЛАДОС, 2001 – 320 с.
6. Горная Энциклопедия / под ред. Е.А. Козловского. М.: Советская энциклопедия. Т. 3., 1987. 592с.
7. Еврейская автономная область. /Под ред. Ф.Н. Рязанского. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1982. -160 с.
8. Месторождение неметаллических полезных ископаемых ЕАО / А.А. Врублевский. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2000.- 206с.
9. Энциклопедический словарь ЕАО / Хабаровск: «РИОТИП», 1999.- 368 с.
Страницы: 1, 2