Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, усл...

В процессе использования машины изнашиваются как первоначальный, так и дополнительный фонды, т. е. изнашивается не только машина, но и дополнительно включенные в машину во время ремонта детали, изнашивается совокупный фонд Аис: Аис = Аип + Аид.

По мере использования машина частично обновляется, доля первоначального фонда изнашивания постепенно уменьшается, а дополнительного — увеличивается. Локомотив постепенно трансформируется из машины, сделанной на заводе, в машину, обновленную на ремонтном предприятии. При такой трансформации на создаваемый продукт переносится как первоначальная стоимость, так и стоимость частичного возобновления. Если определять совокупный фонд изнашивания за амортизационный период машины или за полный ресурс узла, агрегата, то можно рассчитать средние издержки эксплуатации, приходящиеся на один год использования машины, на единицу ресурса, узла, агрегата.

Рис. 3.1 Диаграмма изменения остаточной стоимости машины

Средние издержки эксплуатации в расчете на один год или единицу ресурса составят Иср = Аис/Т

где Т — срок службы машины в годах или единицах работы.

Средние издержки эксплуатации рассчитываются, исходя из всех затрат на амортизацию, эксплуатацию, включая поддержание в работоспособном состоянии узла, агрегата, машины за установленный срок службы.

После использования машины или узла в течение времени или соответствующей наработки за этот срок службы средние издержки эксплуатации Иср(t) = Аисt/T

где t — фактический срок службы машины.

Действительные издержки эксплуатации у потребителя за период t складываются из начислений амортизации и затрат, связанных с поддержанием машины в работоспособном состоянии Рэкс(t) = Нсаt + Рэк(t)

где Рэкс(t) — действительные (фактические) издержки эксплуатации за период t; Нса = Сп/Т = Аип/Т — норма собственно амортизации на реновацию в расчете на единицу ресурса или единицу наработки; Нсаt — начисленная за период t амортизация; Рэк(t) — затраты на поддержание машины, узла, агрегата в работоспособном состоянии за период t.

Как правило, фактические затраты на амортизацию и поддержание машины в работоспособном состоянии отличаются от средней величины издержек эксплуатации. Разница между издержками эксплуатации машины, узла, агрегата и фактическими расходами эксплуатации за определенный период t составляет экономию или дополнительные расходы эксплуатации: Рэкс(t) = Иср (t) –  = Аис(t/T) – [Аип(t/T) + Рэк (t)]

или Рэкс(t) = Аип(t/T) + Аид(t/T) – Аип(t/T) – Рэк(t) = Аид(t/T) – Рэк (t).

Величина Рэкс(t) представляет поправку к норме собственно амортизации, учитывающую неравномерное распределение расходов, связанных с поддержанием в работоспособном состоянии машины, узла, агрегатов по годам срока эксплуатации. В этом случае за период эксплуатации износ будет равен сумме износа, исчисленного по нормам амортизации на реновацию, и износа, учитываемого величиной Рэкс(t). С учетом изложенного износ в процентах к первоначальной стоимости И = {[Нсаt + DРэкс(t)] / Сп}100 %, а остаточная стоимость машины, узла, агрегата в рублях Сост = [Сп(100 – И)] / 100.

Таким образом, зная верхние границы оценки стоимости машины,) (верхний уровень технического состояния), и установленную расчетным путем остаточную стоимость машины, определяем размер договорной цены за капитальный ремонт, необходимый для ее поддержания в работоспособном состоянии.

В случае когда нарушена цикличность и пропущен какой-либо ремонт, например ремонт КР1, и сразу выполняется ремонт КР2, при том же характере снижения годности машины  значение остаточной стоимости перед КР2 окажется значительно ниже  и займет положение точки L на рис. 3.2. И для достижения верхнего уровня технического состояния необходимо увеличить размер капитальных вложений на величину MM'. При промежуточных значениях, например О-КР21, значение надбавки  сокращается (см. рис. 3) и достигает минимального значения  при величине пробега, необходимого для О-КР22. Таким образом, при пробегах более О-КР22 необходима надбавка к стоимости капитального ремонта.


Рис. 3.2 Характер изменения затрат на КР машин при нарушении цикличности постановки в ремонт

Определение договорных цен за капитальный ремонт рассмотрим на примере тепловоза 2ТЭ10М.

В соответствии с утвержденными нормативами срок службы тепловоза 2ТЭ10М составляет Тн = 25 лет. Из этого можно сделать вывод, что при межремонтном пробеге в 700 тыс. км, или пять календарных лет, должно быть четыре капитальных ремонта. Однако в действительности магистральные тепловозы эксплуатируются до Тф = 35 лет, что соответствует шести капитальным ремонтам (КР1, КР2, 2КР1, 2КР2, 3КР1, 3КР2). С учетом этого и проведен расчет (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Сложившаяся система капитальных ремонтов (КР) тепловозов 2ТЭ10М

Для установления закономерности изменения остаточной стоимости в зависимости от срока службы воспользуемся исходными стоимостными параметрами, применявшимися в 1988 г., как наиболее объективно отражающими общественные затраты труда и подтвержденными документами с учетом коэффициента дефляции, установленного Министерством экономики РФ равным примерно 20.

Таким образом, установленная стоимость нечетного номера КР1 секции тепловоза 2ТЭ10М

СКР1 = 35 400 · 20 = 708 000 руб.;

установленная стоимость четного номера КР2

СКР2 = 38 980 ·20 = 779 600 руб.

Цена секции нового тепловоза 2ТЭ10М

Сп = 208 800 · 20 = 4 176 000 руб.

Стоимость текущих ремонтов за период межремонтных пробегов (КР-КР) примерно в 1,5 раза превышает стоимость капитального ремонта:

Стр = 1,5Скр = 1,5[(708 000+779 600)/2] = 1 115 700 руб./секц.

Ликвидационная стоимость Слик определяется исходя из сдачи в металлолом черных и цветных металлов, а также дальнейшего использования в качестве запасных частей и деталей пригодных для этих целей отдельных узлов и элементов после списания. Согласно расчетам ВНИИЖТа, для магистральных тепловозов стоимость металлолома составляет 7600·20 = 152 000 руб., а стоимость запасных частей 6900·20 = 138 000 руб. Итого ликвидационная стоимость магистрального тепловоза (секции) равна 290 000 руб.

Первоначальный фонд изнашивания

Аип = Сп – Слик,

 

где Сп — цена нового локомотива; Слик — ликвидационная стоимость.

Дополнительный фонд изнашивания

Аид = [(Tt)/M]Скр + (Т/М)Стр,

 

где Т — полный ресурс, тыс. км (лет); t — наработка до очередного КР, тыс. км (лет); М — наработка между КР (межремонтный срок), тыс. км (лет); Скр, Стр — соответственно стоимости капитального и текущего ремонтов.

Расчет проведен на одну секцию тепловоза.

Совокупный фонд изнашивания

Аис = (4 176 000 – 290 000) + 2 · 708 000 + 2·779 600 + 5·1 115 700 = 12 439 700 руб.


Средние прямые издержки в расчете на 106 км пробега

Иср = Аис/Т = [12 439 700 / (3,5·106)]106 = 3 554 200 руб.


Норма собственно амортизации на 106 км пробега

Нса = (Сп – Слик)/Т = [(4 176 000 – 290 000) / (3,5·106 )]106 = 1 110 285,7 руб.


А. Остаточная стоимость после 700 тыс. км пробега (перед КР1):

издержки эксплуатации

Рэкс = Нсаt + Стр = 1 110 285,7(700 000/106) +1 115 700 = 1 892 900 руб.;


средние расчетные издержки на 700 тыс. км пробега

Исрt = 3 554 200(700 000/106) = 2 487 940 руб.;


разница между расчетными и фактическими издержками эксплуатации

DРэкс = 2 487 940 – 1 892 900 = 59 504 руб.;


размер износа после 700 тыс. км пробега

И = [(Нсаt + DРэкс)/Сп]100 = {[(1 110 285,7(700 000/106) + 595 040]/4 176 000}100 = 32,8 %;


остаточная стоимость перед КР1

Сост = [(100 – И)/100]Сп = [(100 – 32,8)/100]·4 176 000 = 2 806 272 руб.


Б. Остаточная стоимость после 1400 тыс. км пробега (перед КР2):

издержки эксплуатации

Рэкс = Нсаt + 2Стр + СКР1 = 1 110 285,7(1 400 000/106) + 2 · 1 115 700 + 708 000 = 4 493 800 руб.;


средние расчетные издержки на 1400 тыс. км пробега

Исрt = 3 554 200(1 400 000/106) = 4 975 880 руб.;


разница между расчетными и фактическими издержками эксплуатации

DРэкс = 4 975 880 – 4 493 800 = 482 080 руб.;


размер износа после 1400 тыс. км пробега

И = {[(1 110 285,7(1 400 000/106) + 482 080]/4 176 000}·100 = 48,7 %;


остаточная стоимость перед КР2

Сост = [(100 – 48,7)/100]4 176 000 = 2 142 288 руб.


В. Остаточная стоимость после 2100 тыс. км пробега (перед 2КР1):

издержки эксплуатации

Рэкс = Нсаt + 3Стр + СКР1 + СКР2 = 1 110 285,7(2 100 000/106) + 3 · 1 115 700 + 708 000 + 779 600 = 7 166 300 руб.;

средние расчетные издержки на 2100 тыс. км пробега

Исрt = 3 554 200(2 100 000/106) = 7 463 820 руб.;


разница между расчетными и фактическими издержками эксплуатации

DРэкс = 7 463 820 – 7 166 300 = 297 520 руб.;


размер износа после 2100 тыс. км пробега

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать