Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, 1фоме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти
8
суды называются федеральными судами.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию рф. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституци-
9
онные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2.
Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные
суды
республик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто
номных
округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды,
а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды дей
ствуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. в
части,
не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной сис
теме
Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным,
гражданским делам и делам, возникающим из административных правонару
шений. Судьями общей юрисдикции
субъектов РФ являются мировые судьи, ко
торые в пределах своей компетенции
рассматривают гражданские, администра
тивные и уголовные дела в качестве
суда первой инстанции. Полномочия и по
рядок деятельности мирового судьи
устанавливаются федеральным законом и
законом субъекта РФ.
3.
Арбитражные
суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ,
федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды республик и дру
гих субъектов РФ. Арбитражные суды
действуют на основе Федерального кон
ституционного закона "Об
арбитражных судах в Российской Федерации" от 28
апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения
экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел. Закон
допускает создание специализиро
ванных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных
дел (имеются в виду трудовые,
налоговые и др.), но только путем внесения до
полнений в данный закон.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гаран-
10
тий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". *
Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закреплены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены вот. 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксиро-
ванные в Международном пакте о гражданских и политических правах.
1.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом
заседании
допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Принцип
гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессу
альных
кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном),
он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государст
венная
или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно
также
при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, пре
ступлениями
лиц, не достигших 16-летнего возраста, и для предотвращения
разглашения
сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.
Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усынов
ления,
опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо
ослабления
процессуальных гарантий или отступления от общих правил судо
производства,
оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств
массовой
информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом засе
дании суда.
2.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме
случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает
Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределах
страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о разбиратель
стве
дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде
лишения
свободы.
3.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равно
правия
сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все сто
роны
в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном - подсуди
мый,
прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий консти
туционность
нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим острием
она
направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что
было
свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независи-
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
12
мость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Однако неприкосновенность судей не является абсолютной, что было подтверждено в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, Суд отметил, что отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Далее, в соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодательными актами Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела, в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его