В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности. Особенностью работ этого направления является применение исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявление ее нейрохимических, генетических и физиологических основ.
Подавляющая часть работ посвящена результатам исследований конфликтного поведения, как правило, низших животных, грызунов, что объясняется удобством проведения с ними экспериментов.
Годы
1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990
Рис. 3.9. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по социобиологии
Наибольшее число работ издано в период 1970—1983 гг. Два «пика» в количестве публикаций — в 1976 и 1983 гг. — объясняются проведением Всесоюзных конференций, посвященных проблеме поведения животных (рис. 3.9). Последние 10 лет количество публикаций снизилось.
Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924—1929 гг. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Первой работой явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского «Трудовые конфликты и порядок их разрешения». Разнообразие социальных противоречий этого периода предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е годы статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий.
С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются (рис. 3.10). После того как XVIII съезд партии в 1939 г. сделал вывод о социально-политическом единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное.
К проблеме конфликта социологи вернулись во второй половине 60-х годов. Однако опубликованных работ было мало. В период 1973—1981 гг. наблюдается повышение интереса социологов к изучению конфликтов в трудовых коллективах. В последующие годы (1982—1988 гг.) количество издаваемых работ уменьшилось: ежегодно в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активно разрабатывают проблему конфликта, ежегодно издаются десятки работ: только в 1993 г. было опубликовано 70 работ.
Исследования идут по нескольким направлениям, основные из них:
· Конфликты на производстве, в трудовых коллективах. » Этнические конфликты.
1930 1960 1970 1980
Рис.3.10. Динамика количества публикаций по проблеме социологии
· Критический анализ развиваемой на Запале «социологии конфликта»:
а) критика социологических теорий «конфликта поколений»;
б) критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом обществе.
· Социологические аспекты международных конфликтов.
· Роль конфликта в семейно-брачных отношениях.
· Конфликты и преступность в обществе.
Может показаться странным, что проблема конфликта не является одной из разработанных в философии. Однако при внимательном рассмотрении такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими философами исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень Редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта «личность — группа». В работах, посвященных противоречиям, категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено всего несколько страниц.
Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по проблеме конфликта является диссертация. Эта работа выполнена И.Ф. Смольяниновым в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют (рис. 3.11).
В начале 60-х годов появляются работы, посвященные философскому анализу конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к проблеме конфликта изложены в выступлении Г.М. Штракса на совещании заведующих кафедр общественных наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на протяжении почти тридцати лет были основой изучения конфликта в философии. Конфликт трактовался как микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального» хода развития, с пережитками прошлого.
1950 1960 1970 1980 1990 Годы
Рис. 3.11. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по философии
С 60-х до начала 80-х годов для философии было характерно скорее эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972, 1975 гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы не издавались.
Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям.
· Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено работами общего содержания и по конкретным областям человеческой деятельности:
нравственные конфликты в педагогическом процессе;
причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
моральные конфликты в воинских коллективах;
профессионально-нравственные конфликты.
· Методологические аспекты этнических конфликтов. В связи с возникновением и обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории бывшего СССР активно разрабатываются в последние десять лет.
· Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в диалектическом развитии процесса художественного мышления.
· Критика современных взглядов западных философов на социальные конфликты в условиях капиталистического общества.
· Разработка собственно философской концепции социального конфликта. Это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы [19].
Заключение
Проведенное дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за 100-летний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепции (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.
2. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. Количество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический характер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего.
3. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его производные.
4. Библиографический анализ позволил выявить одиннадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социо-биология, социология и философия. Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой.
Список использованной литературы
1. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. — Мытищи, 2004. — 139 с.
2. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 118 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
5. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 2004 — 128 с.
6. Рыжов О. Политические конфликты. — М.: ВУ, 2004. — 64 с.
7. Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис... канд. психол. наук. — М.: МКЦ, 2004.
8. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 2004. — 191 с.
9. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. — М.: МКЦ, 2004. - 47 с.
10. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1987. —257 с.
11. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии, — 1987. - №1. -С. 27-34.
12. Феденко К.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в воинских коллективах. — М.: ВПА, 1981. - 116 с.
13. Фельдман Д.М. Политология конфликта. — М., 2004. — 199 с.
14. Фишер P., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. —М.: Наука, 2004. — 158 с.
15. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МГУ, 2005.-80 с.
16. Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Дис... канд. психол. наук — М., 1982.-244 с.
17. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками.— М„ 1989.
18. Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения. —М.: ГАВС, 2003. —44 с.
19. Шибутани Т. Социальная психология.— М.: Прогресс, 1968. — 535 с.
20. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. — 224 с.
21. Шкцль А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива; Дис... канд. психол. наук.—Киев, 2004. —152 с.
[1] В 1969 г. в нашей стране была издана книга немецкого политолога Г. Ваген-ленера «Эскалация на Ближнем Востоке: политическая и психологическая проблематика одного конфликта».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9