7. По расчетам экспертов Radisson SAS в ближайшее время Украине потребуется 40 отелей различной звездности, из них высококлассных — 10—11 (четыре-пять — в Киеве, четыре — в Крыму и два — в Днепропетровске). Предпочтительнее, считают эксперты, сосредоточить усилия на реконструкции уже построенных и действующих гостиниц, повышении их звездности. Тем более что «тихая модернизация» «Славутича», «Туриста» и «Братиславы» на левом берегу Днепра идет за счет средств, накопленных самими же гостиницами. Рост доходов гостиничных предприятий обусловило повышение средней заполняемости киевских отелей с 47% в 2001 году до 60% в 2007 году (по этому параметру Киев уже достиг почти европейского уровня). Ускорился процесс модернизации номеров — превращение их в апартаменты европейского типа. По такому пути пошла гостиница «Братислава», руководству которой сегодня приходится исправлять ошибки проектантов советского периода, запрограммировавших малопривлекательный объект для дальнейшего инвестирования. На повышение заполняемости киевских гостиниц (как на правом, так и левом берегах Днепра) и увеличение их доходности положительно повлияло открытие двух международных выставочных центров на Броварском проспекте и по ул. Салютной [5. С. 101].
8. Австрийская компания "Warimpex A.G." и транснациональная гостиничная корпорация "Six continents" готовы инвестировать в развитие гостиничного бизнеса в Украине 35 млн. долл. [8. С. 103]. Правительство Украины также заинтересовано в более широком привлечении прямых иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса. Правительство готово внести соответствующие изменения в законодательство Украины с целью улучшения правового поля в сфере гостиничного бизнеса и туризма. Правительство Украины ратует за строительство придорожных гостиниц и сети малых отелей (мини-отелей), которые могли бы обеспечить комфорт и тишину своим клиентам. В 2009—2012 гг. планируется открыть 20—30 гостиниц (на 25 — 30 номеров) стоимостью от 0,5 до 1 млн. долл.
9. Крым в ближайшее время должен обогатиться 30 — 40 новыми гостиницами, имеющими не менее трех звезд. Хотя в Министерстве туризма и курортов автономии считают, что сегодня главной проблемой является не расширение гостиничной и санаторно-оздоровительной базы, а увеличение курортного сезона. Многие крымские здравницы работают не более шести месяцев в году. Около 642 оздоровительно-туристических заведения могут принять одновременно 150 тысяч отдыхающих. В настоящее время инвестиционных предложений по строительству отелей и других объектов туринфраструктуры в Крыму поступает предостаточно, в основном из стран ближнего зарубежья. Очередь инвесторов дальнего зарубежья наступит через два—три года, т.е. в 2008—2011 гг., когда перспективы отельного бизнеса на полуострове станут более осязаемыми. Гостиница «Ялта» начала плановую реконструкцию, рассчитанную на несколько лет. Она останется трехзвездочным отелем [4. С. 101].
10. В развитие отельного хозяйства ежегодно вкладывается несколько сотен миллионов гривен. Чтобы вывести национальное турхозяйство на средний (по европейским меркам) уровень комфорта и качества обслуживания, нужны многомиллиардные вливания. Сейчас Правительство Украины вместе с заинтересованными сторонами работает над тем, чтобы гостиничная сеть Marriot проникла в украинский рынок гостиничных услуг: это привлечет большое количество американских бизнесменов и туристов, предпочитающих останавливаться только в пятизвездочных отелях. Ведутся переговоры с прибалтийским оператором Rival Hotels об открытии у нас их отельной сети. По информации туристического ведомства, вскоре в Киеве должны появиться две небольшие элитные гостиницы на 100—150 номеров. Сроки начала и окончания работ пока не разглашаются. Суммы предполагаемых инвестиций — 40 — 45 млн. долл. [6. С. 101].
По расчетам экспертов ведомства, Украине срочно требуются пять—шесть гостиниц среднего класса (двух- и трехзвездочные), стоимость проживания в которых не превышала бы 30—35 евро в сутки. Намечено создать и сеть молодежных гостиниц, причем, как считают в Гостурадминистрации, целевые средства на их развитие следует предусмотреть в бюджете страны. Что касается комфортабельных отельных комплексов, то каждый город с населением более миллиона человек, если он рассчитывает на значительные потоки иностранных гостей, должен иметь хотя бы несколько четырехзвездочных гостиниц.
На основании вышевыявленных проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг в Украине будет уместной разработка приоритетных направлений развития отечественного отельного оператора:
Во-первых, в процессе распространения своего влияния на конкретном рынке компания – потенциальный отельный оператор может выбрать реализацию строительных проектов либо приобретать уже существующие гостиницы с дальнейшей реконструкцией. Каким именно путем увеличивать «штат» своих гостиниц национальному оператору, будет зависеть от конкретных обстоятельств – иногда реконструкция отеля и переквалификация персонала могут обойтись компании дороже, чем полномасштабный проект.
Во-вторых, для возможных национальных отельных операторов принципиальным будет вопрос освоить регионы. Решающим в данной ситуации может стать утверждение союза Украина – Польша в качестве хозяев чемпионата мира по футболу в 2012 году. В таком случае в Киеве планируется постройка около десяти гостиниц высшего класса и выход на рынок будет возможен лишь посредством слияний и поглощений. В секторе гостиниц среднего класса столичные компании проявляют активность и приводят состав предоставляемых услуг и уровень обслуживания в соответствие с европейскими стандартами.
В-третьих, определив целевой сегмент рынка, потенциальный национальный отельный оператор неизбежно может столкнуться с проблемами узнаваемости бренда и эффективного управления. В случае достаточного финансирования и понимания необходимости привлечения профессионалов, эти вопросы необходимо доверить консалтинговым компаниям. В случае же ограниченности финансирования, компании придется решать эти вопросы собственными усилиями, отдавая им статус приоритетных. К примеру, задекларировал статус отельного оператора отель «Отрада». Пытаясь самостоятельно развить собственную сеть мини отелей-бутиков, он сталкивается с существенными препятствиями, связанными со стратегией развития сети, разработанной без помощи профессионалов. [2. С. 100].
В-четвертых, для достижения максимальной эффективности национальному оператору необходимо базировать управленческую систему гостиничного бизнеса на стратегическом видении и предвидение. На основе этого видения разрабатывается политика компании, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие структуры.
В-пятых, для достижения поставленных целей и задач в отечественных компаниях индустрии гостеприимства, учредителям, владельцам необходимо в первую очередь понимать, что их менеджмент должен обеспечивать четкую организационную структуру, а работа в ней должна быть разделена между всеми работниками на основе профессионализма. Также необходимо привлекать сторонних специалистов и компании для эффективного преобразования ключевых функций работников, определения их подотчетности, обеспечения должных усилий со стороны персонала и разработке стратегии развития сетей.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что появление национального отельного оператора в Украине – не утопия, более того, подобные попытки предпринимаются уже сегодня. В секторе гостиничных услуг высшей категории национальному оператору придется столкнуться с жесткой конкуренцией, причем не только ценовой, но и конкуренцией качества услуг. Выиграть такое соперничество, сохраняя индивидуальную марку, можно только при условии безошибочного менеджмента и маркетинга.
В секторе гостиничных услуг среднего класса появление национального отельного оператора наиболее вероятно, поскольку этот сегмент ненасыщен и одновременно довольно перспективен. Гостиничные объекты в таком случае будут располагаться преимущественно в регионах и обледенены единой концепцией.
В любом случае развитие украинских гостиничных операторов будет означать переход на принципиально новый уровень в рамках участия на мировом рынке гостиничных услуг – если раньше Украина представляла собой только новые емкие рынки, то создание национальной сети может обозначить нового равноправного участника рынка гостиничных услуг.
Литература
1. Бирюков Е.С. Развитие туризма в мире и его влияние на экономику. – М.: Экономика, 2002. – 168 с.
2. Ваген Л. Гостиничный бизнес: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 416 с.
3. Гладких Б.А. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. – Д: Юго-восток, 2002. – 243 с.
4. Гостиничное хозяйство / под ред. Шумилова А.Н. – М.: Издательство литературы по строительству, 2005. – 213 с.
5. Грейсон Д., O’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2001. – 360 с.
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2000. – 312 с.
7. Лесник А.П., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М.: Инфра, 2003. – 488 с.
8. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Корпоративное бизнес- планирование в гостиничной индустрии. – М.: Интел универсал, 2007. – 118 с.
Страницы: 1, 2