Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX вв.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 |
Введение ………………………………………………………………… |
3 |
2. |
Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в.…………….………….….. 2.1. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам……………………..... 2.2. Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам…. |
4 4 13 |
3. |
Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX в.в………………………………………………..………….. 3.1. Гуманистический подход к призрению и помощи инвалидам в западных странах ………………………………….………….…. |
15 15 |
|
3.2. Обучение детей с сенсорными нарушениями и признание права аномальных детей на образование………………..……….……… |
17 |
4 |
Заключение ……………………………………………………………... |
21 |
5. |
Литература …………………………………………………………….... |
23 |
1. Введение
Инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.
Инвалиды нуждаются в социальной защите. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.
В данной работе рассматривается исторический аспект проблем инвалидов в различных странах, начиная с XVIII в. заканчивая XIX в. Большое внимание уделяется становлению общественного и частного призрения в Российском государстве и странах Западной Европы, а также основным направлениям развития общественного призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам.
При написании работы использовалась учебная и методическая литература авторов: Бадя Л. В., Готье Ю. В., Григорьева В. А., А.М. Панова, Фирсова М. В., Замского Х.С. и др.; журнальные статьи Ловчиновской И. и Микульского К.
2. Становление общественного и частного призрения в
Российском государстве в XVIII – XIX в.в.
2.1. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам
Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалидам, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами — общественными и частными институтами защиты и призрения.
Административная система помощи инвалидам начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований. В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725гг.
На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других — в казну.
К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.
Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным финансовая помощь оказывается постоянно. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды.
Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказной системы хозяйствования. Перед государственной властью встает проблема реорганизации административного пространства, что затрагивает и систему общественного призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать административному и финансовому управлению в данный период.
Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению.
Но если роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» в том числе и для увечных. Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».
Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. Политика секуляризации монастырских владений была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над деятельностью церкви. В связи с чем появляется Указ о регламентации жизни монастырей. Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».
В общественной практике складываются государственные подходы к проблемам инвалидности Государственное участие в решении проблем, связанных с инвалидностью участников войн, поначалу связано с организацией приютов для увечных воинов. Помощь раненым оказывалась в основном материальная либо — индивидуально — медицинская, когда по особому распоряжению для родовитых людей назначался специально выделенный лекарь.
В правление Петра I создание регулярной массовой армии, военные действия, связанные с большими людскими потерями, с более тяжелыми формами инвалидности, потребовали поиска соответствующих форм помощи и поддержки.
Так, принимается решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина (к примеру, жалование полковника московского гарнизона в 1712 г. — 892 р. 73 1/4 к., а рядового прочих полков — 20 р. 38 1/4 к.).
Государство начинает осознавать свою роль и миссию в создании системы защиты и помощи инвалидам. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает … больных, убогих, увечных, … по заповедям Божьим». В Регламенте указаны основные институты призрения, в том числе: «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате.
Святейшему Синоду было предписано: «Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «гошпитали по регламенту».
Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты. В нее входят:
«а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с1724 г. Камер-контора;