Проблемы приватизации собственности в России

            Административные инструменты государственной экономической политики в период приватизации в переходный период. Приведение в соответствие отношений власти и собственности, то есть, создание функционирующей рыночной экономики как базы многопартийной парламентской или президентской республики проис­ходит почти исключительно администра­тивными средствами. Изменения экономического содержания собственности  происходят в основном директивным путем сверху, в меньшей степени опираясь на инициа­тиву снизу — трудовых коллективов, бывших собственников, граж­дан, желающих принять участие в приватизации мелких и средних хо­зяйственных объектов.

            Конкретные экономические и социальные условия, политические факторы определяют конкретные административные средства проведения приватизации и реструктуризации в народном хозяйстве. В качестве примера ниже приведены некоторые из них:

1.      Принятие комплекса мер по декриминализации экономики, по сокращению возможностей чиновничьего произвола. Задача государ­ственного аппарата — разработка четких правил приватизации и их неукоснительное соблюдение.

2.      Эффективный государственный контроль, препятствующий оттоку средств от приватизированных предприятий в спекулятивную сферу или за рубеж.

3.      Совершенствование экономического законодательства, действительная защита прав собственности, интересов акционеров; определение и соблюдение отношения прав менеджеров, акционеров и трудового коллектива; сбалансированный механизм банкротства.

4.      При принятии в государственных регулирующих органах реше­ний, влияющих на приватизацию и реструктуризацию предприятий, предпочтение должно отдаваться экономическим инте­ресам страны.

            В заключении нужно отметить, что в применении к приватизации административные средства регу­лирования подразделяются на три группы мер: запрет, разрешение и принуждение.

            Таким образом, в период перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности, то есть, играет системообразующую роль. Приватизация, как и всякое революционное преобразование в переходный период, осуществляете в значительной мере административными средствами. Организационные и политические факторы при этом оказывают чрезвычайное воз­действие на процесс, социальную направленность и результаты при­ватизации.























           Глава 2. Практика и результаты российской приватизации


            2.1.  Предпосылки и идеология приватизации в России


            Ряд исследователей, например, А.Подберезкин, считают, что советский опыт хозяйствования довольно серь­езно противостоит постулату о принципиальной неэффективности государствен­ной собственности. По его мнению, проведение в СССР индустриализации в краткие сроки или создание космической отрасли свидетельствует о серьезной претензии на  эффективность [3]. Однако можно отметить, что приведенные выше положительные достижения нивелировались более глобальными процессами в хозяйственной жизни страны, связанными с неэффективным планированием и дисгармоничным развитием индустрии (например, тяжелой и легкой промышленности), отставанием развития науки и техники, нерезультативным использованием ресурсов, сверхмилитаризацией экономики и др. [2]. Результатом этого  в начале 80-х гг. явилось:

  1. в макроэкономическом и политическом плане – кризис советской экономики и снижение конкурентоспособности Советского Союза на международной экономической и политической арене;
  2. в общественном плане - снижение уровня и качества жизни советских людей по сравнению с аналогичными показателями в Западной Европе, США и Японии,  отторжение обществом идеологии социализма на фоне возрастания интереса к западному образу жизни.

            Советская экономика имела базисное противоре­чие между общественным характером производства и государ­ственной формой собственности. Советское государство стремилось представ­лять общество, но в первую очередь — интересы господствующе­го   класса,   каковым  являлась партхозноменклатура. Именно последняя управляла и распределя­ла, а, следовательно, и реализовывала отношение собственности. Можно с увереннос­тью сказать на примере не только Советского Союза и прекратившейся в Восточной Европе социалистической системы, но и современ­ного Китая, что специфическим коллективным собственником в основном выступает партхозноменклатура.

            Противоречие между общественным характером производства и государственной формой собственности нараста­ло, что стало причиной реформ Н.Хрущева, затем, так называемых,  Косыгинских экономических реформ, попыток реформ Ю.Андропова и, наконец, Перестройки М.Горбачева. При этом перед упомянутыми реформаторами всегда стояли два главных вопроса:         

  1. демократизация общественно-поли­тической жизни;
  2. привлечение трудящихся к решению управ­ленческих производственных вопросов.

            Очевидно, что без постановки главного вопроса — об участии общества в управлении и распределении во всем объеме социаль­но-хозяйственных задач никакие реальные реформы не были воз­можны. Этим объясняется огромный порыв общества к демократии во вре­мя Перестройки. В расцвет Перестройки очень быстро выдвинулись группы ученых и политиков (например, Г.Попов, Е.Гайдар, Г.Явлинский, А.Чубайс и др.) которые отвергали приоритет государственной собственности и государ­ственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности). Они получили впоследствии название «реформа­торов» и «либералов». «Реформаторы» предлагали немедленную массовую приватизацию с со­зданием многомиллионного слоя новых собственников, конкурен­цией и минимизацией государственного регулиро­вания экономики. Важно отметить, что эти идеи нашли поддержку у значительного слоя советской партхозноменклатуры. Несомненно, что создание класса массовых частных собственников - это одно из решений задачи участия общества в управлении и распределении. В то же время именно это обеспечивает и массовое участие граждан в решении вопросов управления и распределения на уров­не государства, так как, собственник даже самого малого предприятия очень озабочен такими вопросами, как налоги, экономическая и социальная политика государства, таможенные платежи и прочее.

            Таким образом, России действительно требовалась массовая приватизация с созданием миллионов мелких и средних собствен­ников, а также последующая приватизация известного числа круп­ных предприятий. Но в то же время ей требовалась твердая госу­дарственная власть, обеспечивающая законность в отношении как государственной, так и частной собственности, основанная на ак­тивном участии в решении вопросов управления и распределения всех слоев общества.

            Исследователи выделяют Первый этап приватизации, который пришелся на необычный период 1988 – начало 1992 гг., когда в СССР, затем в России появились первые изменения отно­шений собственности, стали появляться кооперативы. В этот период стали создаваться различные схемы исполь­зования государственной собственности в частных целях (то есть, от­ношения управления и распределения в государственных по юри­дической форме предприятий стали осуществляться некоторыми руководителями предприятий и их партнерами в собственных ин­тересах). Например, рядом с государственным предприятием со­здавались кооперативы, которые использовали основные фонды, сырье, налаженные партнерские связи и т.д. для фактической экс­плуатации этих предприятий в интересах определенных лиц. Однако этот процесс не мог по существу изменить государствен­ный характер основного объема собственности в стране.

            В отношении масштабной приватизации госсобственности первоначально имелось несколько ее программ с принципиаль­но разными подходами. Так, Г.Явлинский выдвинул разработанный проект по формуле:

  1. управляемая распродажа государственной собственности за деньги любому покупателю без специфичных запретов и льгот; при единообраз­ном подходе для всей территории России;

3.       аккумулирование полу­ченных средств предусматривалось в федеральном бюджете.

            По сути дела, речь велась о «венгерском варианте» приватизации.             Реформаторы возражали этому варианту прива­тизации, аргументируя это тем, что ни денег, ни собственников в переходной экономике нет.

            С другим проектом выступил М.Малей, который отвергал идею «тор­говой приватизации» в связи с известным уже аргументом отсутствия денег у населения. Он предлагал «народную приватизацию» по принципу — всем гражданам России поровну и бесплатно. Приватизация должна была затронуть 70% основных производственных фондов промышленности и сельского хозяйства. Все граждане страны должны были получить безвозмездно государственное имущество общей балансовой стоимостью 2 200 млрд. рублей. Каждый граж­данин при реализации этого проекта должен был бы получить свою долю, при этом доля оценивалась в «условных единицах», а не в  инфляционных рублях. Размер каждой доли соста­вил бы 14 тыс. условных балансовых рублей (но расчетам Госко­митета по управлению государственным имуществом СССР) [3, с. 56]. Основной идеей такого механизма являлось наделение граждан приватизационным именным счетом, покупательная способность которого не подвержена инфляции, и она дол­жны была возрастать по ходу выявления рыночной стоимости приватизируемого имущества. Плюсом этого проекта было то, что каждый владелец именно­го счета имел возможность приобрести на него или акции прива­тизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда, аккуму­лирующего акции многих предприятий. Последнее снижало неиз­бежные риски покупателя. Предложение М.Малея позволяло не допустить вовлечения именных счетов в рыночный оборот, что не способствовало росту инфляции.

            Однако реформаторы предложили идти по другому пути, и, хотя они согласи­лись и на денежную, и на чековую (ваучерную) прива­тизацию, но при этом отменили основ­ной принцип народной приватизации — передача государствен­ного имущества в собственность граждан в равных долях.

            Таким образом, к 1992 г. были сформулированы общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства. К основным из них можно отнести следующие:

1.         разгосударствление предприятий, направленное на рост эффективности производства; стимулирование предприятий к поис­ку новых рыночных стратегий и возрастанию конкурентоспособности их продукции на отечественных и мировых рынках;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать