Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Главными особенностями государственной инвести­ционной политики в условиях перехода к рынку явля­ются:             

— селективность и избирательность;

— мобилизация множества источников финансиро­вания капитальных вложений;

— маневренность;   

—   максимальная возвратность;      

—   дальнейшая децентрализация капитального строи­тельства;

—более полное использование всех рычагов эконо­мического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность. Инвестиционная политика на­ходится в сильной зависимости от уровня экономического и техни­ческого развития производства. Исходя из целевых параметров развития инвестиции могут быть направлены на организацию но­вых производств, техническое перевооружение или реконструк­цию существующих. В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве то­варов народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного про­изводителя. Сегодня отечествен­ное производство покрывает только 40-50% потребности стра­ны в товарах. В результате ост­рой конкуренции со стороны за­рубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.

Для структурных преобразова­ний экономики Казахстану требу­ются иностранные инвестиции в объеме 9 млрд. долл. США в те­чение 6 лет, т. е. 1,5 млрд. долл. ежегодно. Первым звеном структурных преобразований эко­номики является инфраструктура. Развитие производственной инф­раструктуры непосредственно способствует росту производ­ства. Именно сейчас целесооб­разно стимулировать инвестиции преимущественно в развитие производственной сферы, и тог­да инвестиции в сфере обраще­ния, где они используются для купли-продажи импортной про­дукции, сократятся. Ежегодно в Казахстан ввозится промышлен­ная продукция на сумму более 4,5 млрд. долл., что равносильно со­зданию новых рабочих мест для 2 млн. чел.

Единственный путь достиже­ния экономического роста - ожив­ление отечественного производ­ства. При отсутствии возможно­сти развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, маши­ностроение следует сосредото­читься на развитии мелких, малых и средних производств. В апре­ле 1998 г. Президент Казахстана на встрече с представителями малого и среднего бизнеса ука­зал на необходимость интенсив­ного его развития, не требующе­го, кстати, больших инвестиций.

Ежегодно от иностранных го­сударств республика получает займы и кредиты в объеме 1,3-1,8 млрд. долл. США. Следует по­мнить, что возврат таких сумм с процентами - нелегкое бремя для нашей страны. Потому недостат­ки в области привлечения иност­ранного капитала, которые име­ли место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестици­онной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в раз­витие производственной сферы. Для этого требуется активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны пере­ходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахста­не их насчитывается около 200 тыс. чел., с учетом скрытых без­работных - около 0,5 млн. чел.(в том числе 40% - сельские жите­ли).Численность безработных растет ежегодно. В 1999 г. фак­тический уровень безработицы составил более 10%. По оценкам немецких экономистов, предель­ная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в про­тивном случае в стране начинает усиливаться социальная напря­женность.

Причиной безработицы служит остановка предприятий из-за от­сутствия сырья, материалов, фи­нансовых средств, а также заво­за иностранных рабочих. По офи­циальным данным, в Казахстане их насчитывается 10 тыс. человек, а фактически их значительно больше. Эти рабочие места мог­ли бы занять безработные нашей республики. В настоящее время 500 предприятий полностью про­стаивают, 6 тыс. предприятий яв­ляются убыточными. В феврале 2000 г. на республиканском про­изводственном совещании по итогам хозяйственной деятельно­сти 1999 г. была поставлена за­дача ежегодного ввода в строй не менее 200 предприятий. Инвес­тиции должны направляться именно на эти цели.

  Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне не­удовлетворительное. В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г. оно получит 11 млрд. тенге и по­мощь со стороны иностранных инвесторов. Но инвесторы не за­интересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и животноводство, поскольку для оборота капитала в них требует­ся больше времени, чем в сфере обращения. Частные инвесторы проявляют интерес к строитель­ству ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, ме­дикаментами и других непроиз­водственных объектов. Они хотят инвестировать в высокоприбыль­ные объекты, существенные до­ходы от которых поступают за короткие сроки. При этом ими полностью игнорируются приро­доохранные и экологические фак­торы. Наглядный пример - бен­зозаправочные станции, которые строятся в центре города среди жилых массивов. С учетом выше­сказанного задача госрегулиро­вания состоит в том, чтобы на­правлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению оте­чественного производства, не допускать их использования час­тными лицами в узких или коры­стных интересах.

Особого подхода требуют про­блемы развития сельского хозяй­ства в республике. В этом году впервые за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них прогнози­руется продать на экспорт 3-5 млн. т. Но нынешние цены на ми­ровом рынке на зерно низкие -около 65 долл. за тонну. Реали­зация зерна производится через посредников, которые значитель­ную часть прибыли оставляют себе, а производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок продажи зерна не способствует повышению экспортного потен­циала страны.

В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет (1995-1998 гг.) поголовье ско­та уменьшилось в 5,8 раза, в том числе крупного рогатого скота -в 4,8 раза, овец и коз - в 6,4 раза, лошадей - в 3,5 раза, верблюдов - в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импорти­ровать в огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное сель­ское хозяйство не способно удов­летворить потребности в них. Опасным для национальной безо­пасности порогом считается, если импортируется более 15% пищевых продуктов, потребляе­мых в стране.

С учетом вышеуказанных об­стоятельств, на наш взгляд, це­лесообразно изменить инвести­ционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и зарубежные, и отечественные ин­весторы не заинтересованы вкла­дывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инве­стиции в эту отрасль освободить от всех налогов. Необходимо уре­гулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяй­ственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, заво­зимые в сельскую местность, не­удержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности населения ограни­чены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 10-15 раз, т. е. сельскохозяй­ственные товаропроизводители эксплуатируются промышленны­ми.

Аграрный рынок и отечествен­ный потребитель нуждаются в за­щите и протекции. Импорт сель­скохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и мя­сопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительно­го масла - в 3,3 раза. В потреб­лении мясных продуктов удель­ный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с 37,7 до 60%, расти­тельного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок стали про­никать пищевые продукты из за­рубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоро­вья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубеж­ных пищевых продуктов необхо­димо усилить режим сертифика­ции на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве произво­димые в Казахстане, целесооб­разно установить высокие про­текционистские таможенные по­шлины, не ограничивая одновре­менно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается насе­ление, следует ввести ограниче­ния на вывоз за пределы респуб­лики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт про­дуктов, которые могут произво­диться в самой республике, ог­раничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубеж­ных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленно­сти. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, зна­чительная часть инвестиций про­должает уходить в зарубежные страны, с другой - люди трудо­способного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.

В заключение следует отме­тить, что рациональное использо­вание инвестиций требует:

1) принятия протекционист­ских мер для оживления отече­ственного производства, что со­ответственно уменьшит импорт иностранных товаров;

2) разработки механизмов поощрения инвестирования в оте­чественное производство сво­бодных средств отечественного бизнеса;

3) пересмотра системы нало­гообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественно­го капитала в сферу производ­ства, установив определенные льготы в налогообложении;

4) выработки механизмов сглаживания существующих рез­ких диспропорций в ценах про­мышленной и сельскохозяйствен­ной продукции, создания с помо­щью цен и других льгот возмож­ности для оживления сельскохо­зяйственного производства;

5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства отечественных това­ров.[        ]

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией , -это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [    ]


2.2.Инвестиционный климат


Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей: 

1.     Прибыль на инвестируемый капитал.

2.     Гарантии инвестиционной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать