Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе

Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности – это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни. одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив – осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личностными потребностями или интересами, в третьих – на основе чувств. При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания сущности личности.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека к активности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитие определяется характером социального производства и общественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным определяет как форму. Так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека. в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства или иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой доминируют в данное время может подавлять все основные и может определять основное направление деятельности.

Широта потребности зависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребности регулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумно удовлетворяют свои потребности.

Виды потребностей:

-                      Материальные,

-                      Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).

-                      Общественные (в основу такой классификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).

-                      На основании потребности в сознании формируется потребность в творчестве.

-                      Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личную приязнь какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Интерес может появляться стихийно и неосознанно, в следствии эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение. Которое определяется многими причинами.

Одни объекты отвечают общечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи – социально-групповым особенностям, четвертые – индивидуальным. Различают в отношении к объекту зависимость от личного опыта образованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д. [3]

Виды интересов: они различаются по содержанию и направленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам, необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы к общественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.

Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями.

 Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы – интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует , овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересы различают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокими интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких многосторонних интересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основное направление деятельности. [9]

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смысле слова Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.

Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.

Импульс к действию, возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств соотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.

Убежденность – это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых невозможен поступок, противоречащий принципам. Это целеустремленный человек, способный отстаивать свои взгляды, свои дела, готовый на жертвы во имя долга. Идеал – это образ. Которым руководствуется личность в настоящем и который определяет ее будущее. На основе мировоззрения складывается нравственный идеал. В нравственном идеале отражается убежденность человека, его жизненная позиция. наличие высокого нравственного идеала определяет высокое развитие личности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, может быть конкретный человек или собирательный образ. [7]

Выделяют 2 типа отношения к идеалу: созерцательный (человек ограничивается восхищением своим идеалом) и деятельное (превращение созерцательного в реальные черты собственного характера, построения плана собственной жизни).

Идеал – тот образец, который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

Глава 2. Проблемы воспитания и развития личности в художественном коллективе


2.1. Проблема лидерства в художественных коллективах


Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.

Лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.

Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, в следствии чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона.

Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.

Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.

Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить на самотек.

Лишь применение современных методик позволит руководителю художественного коллектива найти наиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать