Процесс восприятия

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

• установление соотношения фигуры и фона;

• завершение образов;

• установление сходства и приблизительности.

В первом случае в общей "картине" информации выделяет­ся то, что является "фигурой", то есть смыслом "картины", ее образом. Соответственно то, что не является "фигурой", превра­щается в "фон". Часто "фигура" выделяется однозначно. Одна­ко бывают ситуации, когда "фон" может быть воспринят как "фигура", а "фигура" рассматриваться "фоном". В этом случае обработанная информация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной ин­формации. Часто данный процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпрета­ции поведения других, а также порождать неверную интерпре­тацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со сто­роны организационного окружения. Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по от­дельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, име­ющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обра­ботки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные груп­пы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка инфор­мации. Для данного способа характерно систематическое и пос­ледовательное па основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает ин­формацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ па полученные воздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства, предпоч­тения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обраба­тывается по принципам "люблю – не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо -неприемлемо" и т.п. Восприятие является очень сложным, мно­гогранным и быстротекущим процессом. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следу­ют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и за­частую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляю­щие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого чело­века характерна индивидуальность в протекании этих процес­сов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъектив­ным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с челове­ком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные черты восприятия данным человеком дей­ствительности.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внут­ренних и внешних факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

•  люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

•  люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

•люди по-разному могут воспринимать сигнал, в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое со­стояние (потребности и ожидания) они имеют во время воспри­ятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие челове­ком действительности, являются следующие:

•интенсивность передаваемого сигнала (светлое и гром­кое воспринимается быстрее);

• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринима­ются в большей степени, чем неподвижные);

• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• состояние окружения, в котором находится человек (фор­мы, цвета, звуки и т.п.).

Так как восприятие является очень сложным и неоднознач­ным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в час­тности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воз­действия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов вос­приятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.


3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ


Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и ориги­нального явления к определенному стереотипу и, соответствен­но, упрощенному представлению об этом явлении она помогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым об­легчить процесс познания. Но в то же время она зачастую при­водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответству­ют явлению уже потому, что они отражают усредненное воспри­ятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют ус­редненному явлению. В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожи­дания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права че­ловека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характе­ристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобще­ние может приводить в целом, как к позитивному, так и негатив­ному восприятию явления, что может совершенно не соответ­ствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при вос­приятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характе­ра или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же, как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека мо­жет играть сильную негативную роль во взаимодействии челове­ка и организационного окружения. В частности, он может ока­зывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представ­ление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель. Часто данная особенность воспри­ятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оце­ниваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зре­ния руководства.

К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, пе­реживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соот­ветствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные дей­ствия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению. Нега­тивным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружаю­щие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с орга­низационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно рабо­тают. Это же может быть далеким от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачас­тую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находит­ся в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприя­тия, даже если оно и не соответствует действительности, но мо­жет приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведении человека-первое впечатление может способствовать более быст­рому и легкому вхождению в организационное окружение и ус­коренному установлению нормального взаимодействия между человеком и "окружением. Поэтому для нового члена организа­ции очень важно правильно провести свой первый контакт с орга­низацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить нео­правданные ожидания.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порож­дать множество проблем, трудностей и ошибок в организацион­ном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отри­цательно сказываться на многих организационных процессах, и   в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как мож­но большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расцени­вая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния  личностных черт человека восприятия нет и, не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность, пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать  воспринятую ими информацию.


4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА


Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека,  какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, например, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, форми­рование рабочих групп и т. п.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать