Проектирование привода ленточного питателя
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Иркутский Государственный Технический Университет
Кафедра конструирования и стандартизации машиностроения
Допускаю к защите
Руководитель Тумаш Александр
Михайлович
Проектирование привода ленточного питателя
Пояснительная записка
к курсовому проекту по дисциплине
Детали машин
1.024.00.00.ПЗ
Выполнил студент группы ХТТ – 04 – 1
Алексеев Николай Александрович
Нормоконтролёр
Тумаш Александр Михайлович
Курсовой проект защищён
Иркутск 2005 г.
Задание на проектирование
Исходные данные
Тяговое усиление ленты Fл = 2,7 кН
Скорость ленты vл = 1,2 м/с
Диаметр барабана DБ = 300 мм
Допускаемое отклонение скорости ленты d = 4 %
Срок службы привода LГ = 6 лет
1) Двигатель
2) Муфта
3) Редуктор
4) Цепная передача
5) Лента конвейера
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
1.1. Определим КПД привода
Общий КПД привода равен:
h = h1 * h2 * h32 * h42 * h5 (1.1)
где h1 – КПД закрытой зубчатой передачи; h1 = 0,98;
h2 – КПД открытой цепной передачи, h2 = 0,92;
h3 – КПД муфты; h3 = 0,98;
h4 – коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения,
h4 = 0,99;
h5 – коэффициент, учитывающий потери в опорах приводного барабана,
h5 = 0,99
Значения КПД принимаем по таб. 1.1 [1, стр.5]
h = 0,98 * 0,92 * 0,982 * 0,992 * 0,99 = 0,84
1.2. Определим мощность на валу барабана:
Рб = Fл * vл (1.2)
где Fл – тяговая сила ленты;
vл – скорость ленты
Рб = 2,7 * 1,2 = 3,24 кВт
1.3. Требуемая мощность электродвигателя:
Ртр = Рб / h (1.3)
Ртр = 3,24 / 0,84 = 3,8 кВт
1.4. Угловая скорость барабана:
wб = 2 * vл / Dб (1.4)
wб = 2 * 1,2 / 0,3 = 8 рад/с
1.5. Частота вращения барабана:
nб = 30 * wб / p (1.5)
nб = 30 * 8 / 3,14 = 76,4 об/мин
1.6. Выбираем электродвигатель
По требуемой мощности Ртр = 3,8 кВт выбираем электродвигатель трехфазный асинхронный короткозамкнутый общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении серии 4А с синхронной частотой вращения 1500 об/мин 4А100L4 с параметрами Рдв = 4,0 кВт и скольжением 4,7 %, см. таб. П1 [1, стр. 390]
Обозначение: Двигатель 4А 112МВ6 ГОСТ 19523 – 81
Номинальная частота вращения вала двигателя:
nдв = 1500 * (1 – 0,047) = 1429,5 об/ мин
Угловая скорость вала двигателя:
wдв = p · nдв / 30 (1.6)
wдв = 3,14 · 1429,5 / 30 = 149,6 рад/с
1.7. Определяем передаточное отношение привода:
i = wдв / wб (1.7)
i = 149,6 / 8 = 18,7 = u
Намечаем для редуктора uР = 5, тогда для цепной передачи:
i ц = u / u Р (1.8)
i ц = 18,7 / 5 = 3,74
Вычисляем вращающий момент на валу шестерни:
Т1 = Ртр * h3 * h4 / w1 (1.9)
Т1 = 3,7 * 103 * 0,98 * 0,99 / 149,6 = 24 Нм = 24*103 Нмм
1.8. Вычисляем вращающие моменты на валу колеса:
Т2 = Т1* Uр * h1 * h4 (1.10)
Т2 = 24 * 103 * 5 * 0,98 * 0,99 = 116,4 * 103 Нмм
1.9. Частоты вращения и угловые скорости валов
Таблица 1 – Частоты вращения и угловые скорости валов
Частота вращения
Угловая скорость
Вал В
n1 = nдв = 1429,5 об/ мин
w1 = wдв = 149,6 рад/с
Вал С
n2 = n1 / Uр = 285,9 об/мин
w2 = w1 / Uр = 30 рад/с
Вал А
nБ = 76,4 об/мин
wБ = 8 рад/с
2. Расчет зубчатых колес редуктора
2.1. Выбираем материалы для зубчатых колес
Для шестерни выбираем сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 230 НВ; для колеса сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 200 НВ.
2.2. Допускаемые контактные напряжения:
(2.1)
где sHlim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
КHL – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации редуктора КHL = 1;
[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,10
По таб. 3.2 [1, стр. 34] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение:
sHlim b = 2 НВ + 70 (2.2)
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение:
[sH] = 0,45 * ([sH1] + [sH2]) (2.3)
С учетом формул 3.1 и 3.2 получим:
для шестерни:
для колеса:
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение:
[sH] = 0,45 * (482 + 427) = 410 МПа
Требуемое условие [sH] <= 1.23 [sH2] выполнено.
2.3. Допускаемое напряжение на изгиб:
(2.4)
где sFlim b – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба;
[SF] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,75 см. таб. 3.9 [1, стр. 44]
По таб. 3.9 [1, стр. 44] для стали 45 с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение:
sFlim b = 1,8 · НВ (2.5)
для шестерни:
sFlim b1 = 1,8 · НВ1 = 1,8 · 230 = 414 МПа
для колеса:
sFlim b2 = 1,8 · НВ2 = 1,8 · 200 = 360 МПа
Допускаемые напряжения
для шестерни:
для колеса:
2.4. Коэффициент КHb,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, выберем по таб. 3.1 [1, стр. 32]. Со стороны цепной передачи на ведущий вал действует сила давления, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев, поэтому примем КHb = 1,1 как для симметрично расположенных колес.
2.5. Коэффициент ширины венца примем равным yba = b / aw = 0,5
2.6. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости:
аw = Ка · (u + 1) (2.6)
где Ка = 43 для косозубых колес;
u = 5 принятое ранее передаточное число редуктора (см. п. 1.7)
аw = 43 * (5 + 1)
Стандартное значение по ГОСТ 2185 – 66 [1, стр. 36] аw = 100 мм
2.7. Нормальный модуль:
mn = (0,01…0,02) · аw (2.7)
mn = (0,01…0,02) · 100 = (1,0…2,0) мм
Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 [1, стр. 36] mn = 2,0 мм
2.8. Определим суммарное число зубьев
Из рекомендованных значений b = 8…20° предварительно назначим угол наклона зубьев b = 10°
(2.8)
Принимаем z1 = 16, тогда z2 = z1 · u = 16 · 5 = 80
Фактическое передаточное число:
u = z2 / z1= 80 / 16 = 5
2.9. Уточняем значение угла наклона зубьев:
(2.9)
Угол наклона зубьев b = 16,260 = 160 15’
2.10. Основные размеры шестерни и колеса
делительные диаметры:
d1 = mn · z1 / cos b d1 = 2 · 16 / 0,96 = 33,3 мм
d2 = mn · z2 / cos b d2 = 2 · 80 / 0,96 = 166,7 мм
диаметры вершин зубьев:
dа1 = d1 + 2 mn dа1 = 33,3 + 2 · 2 = 37,3 мм
dа2 = d2 + 2 mn dа2 = 166,7 + 2 · 2 = 170,7 мм
диаметры впадин зубьев:
df1 = d1 – 2,5 · mn df1 = 33,3 – 2,5 · 2 = 28,3 мм
df2 = d2 – 2,5 · mn df2 = 166,7 – 2,5 · 2 = 161,7 мм
Проверка: аw = d1 + d2 / 2 = 33,3 + 166,7 / 2 = 100 мм
2.11. Ширина колеса и шестерни: