Считали целесообразным внедрение практики обмена игл и шприцов 25% мужчин и 15% женщин. В то же время почти 80% всех опрошенных полагали, что следует бесплатно снабжать наркоманов одноразовыми шприцами, а 67% мужчин и 32% женщин считали, что такая услуга должна быть платной. При этом многие больные не смогли ответить, стали ли бы они, в случае существования пунктов обмена игл и шприцов, прибегать к их услугам.
В проблеме профилактики наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции существенная роль принадлежит правовым аспектам. Респонденты продемонстрировали, с одной стороны, неоднозначность в понимании и оценке правовых проблем, связанных с потреблением наркотиков и распространением ВИЧ, с другой стороны - их явно недостаточную проработанность и дефицит необходимой официальной информации (таблица 5).
Таблица 5. Представления больных наркоманиями о некоторых правовых проблемах наркологии.
СЛЕДУЕТ ЛИ:
Всего
Мужчины / женщины
ДА
НЕТ
Не знают
Не ответили
Выдавать наркотики больным наркоманией под медицинским контролем?
Всего
М
Ж
71,9%
76,9%
67,7%
11,4%
5,8%
16,1%
12,3%
11,5%
12,9%
4,4%
5,8%
3,2%
Преследовать по закону лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях?
Всего
М
Ж
23,7%
26,9%
21,0%
63,2%
65,4%
61,3%
8,8%
1,9%
14,5%
4,4%
5,8%
3,2%
Принудительно лечить больных наркоманией?
Всего
М
Ж
40,4%
42,3%
38,7%
53,5%
50,0%
56,5%
1,75%
1,9%
1,6%
4,4%
5,8%
3,2%
Принудительно обследовать больных наркоманией на ВИЧ?
Всего
М
Ж
87,7%
86,5%
88,7%
2,6%
3,8%
1,6%
2,6%
3,8%
1,6%
7,0%
5,8%
8,1%
Подавляющее большинство опрошенных мужчин и женщин (76,9% и 67,7% соответственно) считали целесообразным выдавать больным наркоманиями наркотики под врачебным контролем и, таким образом, как бы поддерживали принципы заместительной терапии.
Не согласны с возможностью преследования по закону за употребление наркотиков 65,4% мужчин и 61,3% женщин. Однако считали допустимым принудительное лечение больных наркоманией 42,3% мужчин и 38,7% женщин и принудительное обследование на ВИЧ-инфекцию 86,5% мужчин и 88,7% женщин.
Проведенное исследование позволило очертить круг вопросов, остро нуждающихся в скорейшем разрешении в связи с разработкой конкретных мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей психоактивных веществ.
Прежде всего, это профилактика раннего приобщения к ПАВ среди детей и подростков, включая поиск путей "внедрения" адекватной и эффективной информации о последствиях потребления наркотических веществ, способы предотвращения перехода единичных проб в систематическую наркотизацию и другие ее аспекты.
Далее, это психологическая помощь и поддержка лицам в подростковом и юношеском возрасте для выработки альтернативных наркотизации форм получения положительных эмоций и формирования осознанного отношения к проблемам потребления ПАВ.
Серьезного внимания заслуживают и проблемы женского наркотизма.
Результаты опроса свидетельствуют об отсутствии у потребителей наркотических веществ стабильной модели поведения, что значительно усложняет разработку профилактических мероприятий и требует гибкого подхода, учитывающего всю совокупность эмоциональных и других психологических и поведенческих факторов.
В случае возникновения зависимости чрезвычайно важно стимулировать как можно более раннее обращение за медицинской помощью. Таким больным необходимы социальная и юридическая поддержка.
В связи с высоким риском ВИЧ-инфицирования очень важно формировать и у специалистов-наркологов, и у самих пациентов адекватное, научно-обоснованное, серьезное отношение к вопросам снижения вреда от немедицинского потребления наркотиков.
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях
Проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа уже давно стала актуальной для Российской Федерации. По оценкам экспертов, каждый день в нашей стране 100 человек становятся ВИЧ-положительными. При этом 4 из 5 новых случаев ВИЧ регистрируется среди людей моложе 30 лет, а 4 из 10 новых случаев ВИЧ фиксируется среди молодых женщин.
Эпидемия ВИЧ-инфекции вызывает не только тяжелые демографические последствия, но и серьезные социально-экономические потери – сокращение трудовых ресурсов, и как следствие, снижение производительности труда и темпов экономического развития. Недостаток информации и неверное восприятие проблемы ВИЧ/СПИДа - основные факторы стремительного развития эпидемии. Мировой опыт показывает, что только правдивая информация, доступная каждому, и активные действия каждого из нас могут сдержать развитие эпидемии.
Важнейшей особенностью современного развития эпидемии ВИЧ-инфекции является то, что основную долю людей с ВИЧ составляет молодежь в возрастной категории от 14 до 29 лет. Молодые люди в высокой степени подвержены риску инфицирования ВИЧ половым путем и через кровь из-за высокой сексуальной активности, склонности к рисковому сексуальному поведению, а также в результате внутривенного употребления различных психоактивных веществ.
Учитывая «риски» поведения молодежи, необходимо внедрение в учебных заведениях края профилактических программ, направленных на формирование навыков, способствующих противостоянию негативного социального влияния, а также программ, освещающие вопросы полового воспитания, безопасного сексуального поведения.
В этой связи возникает необходимость более широко использовать в работе образовательных программ, которые доказали свою эффективность. Например, «Школы, содействующие здоровью» с интеграцией вопросов профилактики ВИЧ/ИППП/наркомании в школьные предметы.
Остро встает вопрос обеспечения специалистов образовательных учреждений методическими пособиями и наглядными материалами по проблеме ВИЧ/ИПП/наркомании.
С целью получения доступа молодежи к медицинским и социальным службам, занимающимся диагностикой, лечением ВИЧ/ИППП, наркомании и консультированием по вопросам профилактики ВИЧ и ЗОЖ необходимо развитие в крае служб «дружественного подхода». Большую роль в профилактике ВИЧ/ИППП играют молодежные информационные центры. Создание и развитие подобных центров позволяет использовать молодежь в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашей стране. Подготовленные добровольцы из числа молодежи, в т.ч. молодых людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, могут быть использованы в работе по принципу «равный равному». В этой связи в крае необходимо продолжить развитие добровольческого движения, подготовку учащихся по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди сверстников.
Таким образом, проблема профилактики ВИЧ/СПИДа из чисто медицинской перерастет в педагогическую и без взаимодействия с учреждениями образования невозможно в полной мере осуществлять широкий комплекс мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции.
Проблема эффективности программ профилактики
Прежде всего, стоит отметить, что просветительской и профилактической работой следует заниматься со всеми группами населения, которые могут подвергаться риску заражения, а не только с теми, которые в данный момент находятся в самом уязвимом положении или среди которых наиболее высока выявляемость новых случаев ВИЧ-инфекции.
Не так просто донести спасительную информацию до тех, кому она предназначена. Еще сложнее побудить этих людей изменить привычное поведение. Для этого проводятся акции, выпускаются профилактические материалы, разрабатываются комплексные программы.
Одноразовые акции - такие, как благотворительный концерт или телемарафон, ценны тем, что привлекают внимание общества к проблеме и дают возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такая акция не в состоянии. Для этого нужна долгосрочная и целенаправленная профилактическая программа.
Вы можете, задав всего несколько вопросов, с достаточной степенью вероятности предугадать, оправдает ли та или иная программа затраченное на нее время и вложенные средства или окажется безрезультатной.
Данные исследований говорят о том, что практически все эффективные программы профилактики ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения, имеют общие черты. В таких программах присутствует хотя бы часть следующих характеристик:
· определена конкретная «целевая группа» по таким параметрам, как пол, возраст, сексуальная ориентация, этнические/культурные характеристики, характер рискованного поведения, социальное окружение, условия жизни;
· выбрана целевая группа, поведение которой наиболее рискованно;
· выбрана целевая группа, которой уделяется недостаточно внимания;
· используются методы "аутрич", "обучение равных". "Обучение равных" (англ. "peer education") - метод профилактической работы, при котором специально подготовленные добровольцы из числа целевой группы распространяют среди "своих" информацию и средства предохранения, обучают безопасному поведению, оказывают поддержку;
· целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно, шаг за шагом;
· целевой группе предоставляются материальные ресурсы для изменения поведения (презервативы, чистые шприцы) и другие услуги по желанию (консультации, лечение ЗППП, лечение наркомании, обследование на ВИЧ);
· в планировании и проведении всех мероприятий активно участвуют сами представители целевой группы, раздаточные материалы сформулированы на языке, которым они говорят друг с другом;
· организована взаимная поддержка членов целевой группы;
· позитивные изменения поведения и участие в программе поощряются (в том числе материально);
· мобилизуются духовные (в том числе религиозные) устремления членов целевой группы, их творческий потенциал (программы "12 шагов", театр, артистические мастерские);
· принимаются меры к изменению обстановки, в которой живут представители целевой группы: физической (переезд на новое место) или социальной (новое или "перевоспитанное" окружение).
Малоэффективные программы также имеют общие черты. Эти программы:
· рассчитаны на "население в целом" или на обширные и неоднородные группы населения (например, "молодежь");
· содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы;
· составлены и проводятся людьми "со стороны", мало знакомыми с конкретными условиями жизни данной целевой группы;
· используют преимущественно односторонний дидактический подход (лекции, раздача информации);
· основаны на чувстве страха или стыда, используют репрессивные меры;
· рассматривают целевую группу как "объект воздействия", а не как сознательную силу, от которой зависит успех программы.
Литература
1. Беляева В. В., Ручкина Е. В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2001. — № 1. —С. 53—56.
2. Доклад о глобальной эпидемии СПИДа (2004 г.) / 4-й Глобальный доклад. —ЮНЭЙДС, 2004.
3. Змушко Е. И., Белозеров Е. С., Митин Ю. А. Клиническая иммунология. —СПб.: Питер, 2001. — 574 с.
4. Культуральные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИД в России / Под ред. В. В. Колкова. — М.: Права человека, 2003.
5. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде / Министерство образования РФ. — М., 2005.
6. Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка / Пер. с англ. — М.: Весь мир, 1998.
7. Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и других актуальных инфекций. — СПб.: ССЗ, 1998.
8. Онищенко Г. Г. Задачи органов управления и учреждений здравоохранения по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2001. — № 1.
9. Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики / Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. —Копенгаген, 1998.
10. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. К. Г. Гуревича, Л. М. Шипицыной. — М., 2006.— 80 с.
11. Сборник программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Образование и культура, 2003.
12. Сельцовский А. П., Ющук Н. Д., Поляков С. В. Организация и проведение просветительской работы по проблеме ВИЧ/СПИД среди учащихся старших классов общеобразовательных школ: Методические рекомендации № 8. — М.: Комитет здравоохранения, 2002.
13. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психосоциальные расстройства у подростков // Обзор психиатр. и мед. псих. - 1995. - № 1.
14. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркоманий и алкоголизма: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
15. Фланаган В. Ф. Вирус иммунодефицита человека, СПИД и права человека в России.— СПб., 2000.