Большим достоинством путешествий на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр другого, а также проведение таможенного досмотра во время движения.
Для российских туристов, выезжающих в Финляндию, одновременно с приобретением билета можно забронировать место в гостинице.
Предполагается пустить суперэкспресс «Пендолино» между Санкт-Петербугом и Хельсинки, который позволит сократить время в пути с шести до трех часов.
3.2 Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа
На туристские поезда оформляются индивидуальные (именные) или групповые билеты, в стоимость которых включается:
- «плацкарта» - право на спальное место в поезде,
- право перевозки багажа;
· страховка;
- комиссионный сбор за услуги кассы по предварительной продаже (заказу) билетов;
- сбор за доставку билетов (при необходимости);
- местные сборы.
Железнодорожный билет является договором пассажира с железной дорогой на транспортные услуги. Данные взаимоотношения по договору регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и вышеперечисленными нормативными актами.
В соответствии с данным договором железная дорога обязуется предоставить ряд услуг:
· перевозку пассажира в пункт назначения;
· перевозку багажа;
· предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, продажа газет и журналов, сувениров и др.).
Железная дорога предоставляет пассажиру (в туристском поезде туристу) ряд льгот:
· бесплатную перевозку багажа весом до 35 кг;
· бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельного места;
· льготные тарифы на детей до 12 лет;
· сезонные льготные тарифы и др.
В международных поездах предусматривается целый ряд других льгот. Так, на поездах между Россией и Финляндией установлена скидка для минимальных групп туристов от двух человек. Здесь же можно приобрести «билет бизнесмена» на 10-50 поездок, который не является именным, и этим билетом может воспользоваться любой сотрудник фирмы. На билет от 40 поездок и выше установлена 50-процентная скидка, а срок его действия - 6 месяцев. Кроме того, в бизнес-центрах вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки можно оформить визу, забронировать место в отеле, приобрести льготный билет на все виды городского транспорта и т.д. Пассажир может объявить при сдаче багажа его ценность, заплатив соответствующий сбор; тогда в случае утери багажа пассажир получит компенсацию в размере двукратной объявленной стоимости.
Если железная дорога докажет пассажиру, что стоимость его багажа была объявлена завышенной, то компенсация будет выплачена по реальной стоимости.
Справка о реальной стоимости заявленных вещей может быть получена в бюро товарных экспертиз или комитете по статистике.
Если багаж пассажира принят без объявленной ценности, то компенсация пассажиру при его утере будет выплачена по специальному тарифу.
При задержке доставки багажа по вине железной дороги пассажиру выплачивается компенсация в размере 10% суточной оплаты провоза при наличии акта, составленного по требованию пассажира.
При утере билета проводником составляется соответствующий акт, заверенный штампом и подписью начальника поезда, а на станции со стоянкой не менее 10 минут новые проездные документы оформляются начальником поезда (без участия пассажира).
Другие нормы, касающиеся билетов, тарифов, льгот и перевозки багажа регулируются вышеизложенными «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277).
3.3 Ответственность и обязанности перевозчика
Если с пассажиром по вине железной дороги произошел несчастный случай, то он имеет право на получение страхового возмещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос.
В соответствии с Уставом и Правилами перевозки пассажиров на транспорте предоставление транспортных услуг реализуется с соответствующим уровнем комфорта и качеством и включает в себя:
- наличие в вагоне маршрута движения, расписания, таблички с фамилией, именем и отчеством проводника;
- поддержание температуры в вагоне в соответствии с санитарными нормами (не ниже +18°С);
- содержание вагона в чистоте (влажная уборка вагона, купе и туалетов не менее 4 раз в сутки);
- не менее 3 раз в сутки подачу чая, кофе и кондитерских изделий, а в вагонах СВ поездов всех категорий - в любое время суток по требованию пассажиров;
- работу проводника в форменной одежде, а при обслуживании пассажиров - в белой куртке или фартуке;
- наличие кипяченой воды, столовых принадлежностей, игр;
- наличие радиоустановки в вагоне;
- оказание первой доврачебной помощи пассажиру и др.
В поездах международного сообщения дополнительно к вышеописанному проводник вагона обязан:
- знать телефоны, адреса и реквизиты представительств страны за рубежом;
- делать отметки по требованию пассажира на проездных документах и заверять их штампом;
- принимать от пассажиров заявки (заказы) на завтрак, обед и ужин в ресторане и др.
Проводнику вагона запрещается:
- перевозить чужие вещи или почту;
- предлагать пассажирам уже использованное белье;
- требовать и брать от пассажиров чаевые;
- взимать за услуги больше установленной стоимости;
- закрывать один из туалетов;
- курить в вагоне и служебном купе;
- находиться в состоянии алкогольного опьянения и др.
Уставом железных дорог регламентированы также соответствующие права и обязанности пассажиров.
3.4. Перевозка туристких грузов в железнодорожном сообщении
Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как в режиме ручной клади, так и грузобагажа.
Процедурно отнесение ручной клади к той или иной категории груза производится на железнодорожных станциях и вокзалах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы 36 кг. При посадке на малых станциях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника вагона (в который производится посадка). В некоторых крупных городах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) - весовые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и расстояния, на которое перевозится груз.
Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднений помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Забота о целости и сохранности перевозимой ручной клади - обязанность пассажира.
Не допускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 200 см.
Каждый пассажир имеет право провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше 36 кг (на билет полный или детский). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж.
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кроме случаев, предусмотренных специальными правилами), а также предметы, не допускаемые к перевозке таможенными правилами.
К перевозке багажом принимаются вещи и предметы, вес одного места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше 75 кг принимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Перевозка предметов весом более 75 кг, сданных сверх этого количества, оплачивается по тарифу грузобагажа.
При согласии пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отправить... (число)» или «Багаж отправить по маршруту...».
В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обратной стороне багажной квитанции после истечения срока доставки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заявление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибытии багажа.
Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребовать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки.
В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано:
с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на российских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к норме провести с собой:
1) излишнюю ручную кладь весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 50 кг с выдачей квитанции ЛУ-12 А;
2) излишнюю ручную кладь весом до 50 кг бесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона;
3) с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до 150 кг бесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов);