В составе зерновых большие колебания отличали объемы продаж пшеницы и ячменя.
Подобным же неравномерным характером отличались продажи двух других основных культур, выращиваемых в хозяйстве, - подсолнечника и сахарной свеклы. B 2001 г. маслосемян было продано 407 т, а в 2005 г. (самом успешном для этой культуры) - 7054 т (в 17 раз больше). Аналогичные коле-
Таблица 21 - Удельный вес растениеводства в структуре товарной продукции ООО "Прогресс-Агро" в 2001, 2002, 2005 и 2006 гг.
Показатели |
Годы |
2006 г. |
|||
2001 |
2002 |
2005 |
2006 |
||
Общая стоимость реализованной продукции предприятия |
67172 |
91673 |
140068 |
268992 |
400,5 |
Темпы роста, % |
100 |
136,5 |
152,8 |
192,0 |
- |
В том числе продукция растениеводства |
55887 |
81527 |
93677 |
186008 |
332,8 |
Темпы роста, % |
100 |
145,9 |
114,9 |
198,6 |
- |
Удельный вес растениеводства в общей выручке, % |
83,2 |
88,9 |
66,9 |
69,2 |
83,1 |
Из товарной продукции растениеводства приходится: |
|
|
|
|
|
на зерно |
49820 |
62870 |
17448 |
68975 |
138,4 |
Темпы роста выручки от зерна, % |
100 |
126,2 |
27,8 |
395,3 |
- |
Удельный вес зерна в общей выручке, % |
74,2 |
68,6 |
12,5 |
25,6 |
34,6 |
на сахарную свеклу |
456 |
989 |
24019 |
72991 |
16006,8 |
Темпы роста выручки от сахарной свеклы, % |
100 |
216,9 |
2428,6 |
303,9 |
- |
Удельный вес сахарной свеклы в общей выручке, % |
0,7 |
1,1 |
17,1 |
27,1 |
3871,4 |
на подсолнечник |
928 |
3585 |
38120 |
18581 |
2002,2 |
Темпы роста выручки от подсолнечника, % |
100 |
386,3 |
1063,3 |
48,7 |
- |
Удельный вес подсолнечника в общей выручке, % |
1,4 |
3,9 |
27,2 |
6,9 |
493,4 |
продукция растениеводства после переработки |
4465 |
6522 |
12060 |
21018 |
470,7 |
Темпы роста, % |
100 |
146,1 |
184,9 |
174,3 |
- |
Удельный вес продукции растениеводства после переработки в общей выручке, % |
6,6 |
7,1 |
8,6 |
7,8 |
118,4 |
Удельный вес нерастениеводческих отраслей, работ, услуг, % |
16,8 |
11,1 |
33,1 |
30,8 |
183,3 |
Источник: расчеты автора на основе показателей формы № 7-АПК (с 2005 г. - № 9-АПК)
бания наблюдались в объемах реализации фабричной сахарной свеклы. Они возросли с 712 т в 2001 г. до 74745 т в 2006 г. (разница - почти 105 раз).
ООО "Прогресс-Агро" как вытекает из приведенногопоказателя роста объемов продажи указанной культуры, фактически изменило производственную специализацию растениеводства. Оно стало производить и продавать сахарной свеклы на сумму, превышающую аналогичные показатели не только по маслосеменам подсолнечника (второй по значению товарной культуры), но и по зерновым. Так, в 2006 г. от продажи свеклы на сахарный завод (без учета ее переработки на сахар) хозяйство выручило почти 73 млн.руб. (27,1 % всей выручки). От продажи зерно выручка составила в 2006 г. около 69 млн. руб. (25,6 % всей выручки хозяйства). От продажи маслосемян в 2006 г. было получено 18,6 млн.руб. (6,9 % всей выручки). Правда, в 2005 г. на маслосемена пришлось 27,2 % выручки (см. табл.21).
Меньше наблюдалось колебаний в продаже продукции, прошедшей предварительную переработку в готовую продукцию, - муку, растительное масло, сахар, но и здесь разница между отдельными годами была весьма значительной. Если в 2001 г. муки было продано 297 т, то в 2005 г. - только 6 тонн, а в 2006 г. - эта продукция вообще не продавалась. Основная причина - высокая конкуренция на рынке муки. Сходная причина - высокая конкуренция на рынке муки. Сходные тенденции сложились в производствеи продаже растительного масла. Здесь диапазон колебаний находился в пределах 27 т (2005 г.) и 197 т (2002 г.). Вряд ли можно считать правильным уход с рынка. За него нужно бороться. И только объемы продажи сахара постоянно возрастали: со 137 т (2001 г.) до 1432 т (2006 г.). Рост - более 5 раз.
Аналогично колебаниям объемов продаж, но как бы с задержкой на год изменялись объемы продукции, остававшейся до конца года на складах хозяйства, по-видимому, до наступления более благоприятной рыночной конъюнктуры.
Сходные тенденции проявились и в динамике выручки (доходов) от продажи продукции (таблица 21).
Таблица 21 отражает еще более резкие колебания, чем таблица 20. Выручка от продажи зерновых и зернобобовых культур в 2001 г. превысила ее суммы в 2005 г. более чем в 2 раза: с 49820 тыс.руб. до 17448 тыс.руб. Зато на следующий год она поднялась почти в четыре раза, составив 68975 тыс. руб., что обеспечило в этом году наибольшие поступления денежных средств от реализации рассматриваемых видов продукции (25,6 % всей выручки хозяйства, или 395,3 % от предыдущего года, когда наблюдалось большое уменьшение данного показателя. То есть в 2006 г. ситуация радикально изменилась. Выручка от продажи зерна и зернобобовых культур в сравнении с уровнем предыдущего года увеличилась очень сильно. При этом в составе реализованных видов продукции данной группы преобладающую роль играла не только пшеница, но и другие культуры В отдельные годы большие объемы денежных поступлений наблюдались благодаря продаже больших объемов кукурузного зерна и ячменя.
Уменьшение удельного веса зерновых культур в общей выручке хозяйства - весьма характерное явление. Продовольственным зерном наша страна обеспечена по потребности. В этих условиях увеличить объемы его продаж крайне трудно. Это можно сделать, снижая цены. Но себестоимость зерна продолжает возрастать. Поэтому снижать цены предприятие не в состоянии, так как из прибыльной продукция зерновых культур может стать убыточной. Вот почему следует считать оправданной маркетинговую политику финансовых менеджеров ООО "Прогресс-Агро", которые наряду с зерном и подсолнечником сделали ставку на увеличение производства сахарной свеклы и использование зерна в собственном животноводстве.
Переработанная продукция растениеводства давала выручку от ее продаж также с большими колебаниями по годам, но почти все годы выручка от продажи этой продукции в сравнении с предыдущими годами возрастала весьма заметно, главным образом благодаря тому, что часть произведенной свеклы отправлялась сахарному заводу не для продажи в качестве сырья, а для получения сахара. Показатели его продажи были очень высокими: 5,3 раза роста за два последних года в сравнении со средними показателями продаж в 2001-2002 гг.
Для оценки экономической эффективности продажи продукции динамику выручки необходимо сопоставить с динамикой реализационных цен на нее (таблица 22).
Из таблицы 22 видно, что темпы изменения цен на продаваемую продукцию растениеводства далеко не всегда оказывались в пользу хозяйства. Часто их динамика, особенно в последние годы, отставала от динамики затрат и себестоимости единицы продаваемой продукции. В конечном счете это приводило к резким колебаниям рентабельности затрат и вызывало тенденцию ее общего уменьшения.
Конечно, были годы, когда рентабельность затрат при продаже зерна и других продуктов растениеводства оказывалась для ООО "Прогресс-Агро" весьма благоприятной: 47,1 % в 2001 г. Однако в основном рентабельность затрат падала. Высокая рентабельность характеризовала лишь продажу сахара в 2006 г. (189 %). Она свидетельствует о сверхприбылях, полученных хозяйством от продажи соответствующей продукции в отдельные годы. Но раньше или позже "невидимая рука рынка", как говорил А. Смит, должна все расставить по своим местам, устранив сверхприбыли отдельных субъектов хозяйствования, приведя их к более нормальному уровню. По-видимому, это и произошло в последние годы, когда рентабельность затрат растениеводства в ООО "Прогресс-Агро" опустилась до уровня 14,2-31,3 % (отнюдь не низкого) против значительно более высоких аналогичных показателей, полученных в предыдущие годы (особенно в 2001 г., когда рентабельность растениеводства, благодаря высокой рентабельности зерна, составила в хозяйстве 44,4 %). Более высокая рентабельность затрат возможна, если часть зерна и маслосемян направить на зарубежные рынки, где цены выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16