Общим правилом проведения таможенного контроля является недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Оно закреплено в ст. 190 ТК. "Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, — указывается в ней, — несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Б. М. Угаров акцентирует внимание, что вместе с тем в ТК предусмотрены конкретные субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контроля [17]. Согласно ст. 188 ТК таможенному досмотру, напоминает он, не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следующих вместе с ним членов семьи, а также личный багаж народных депутатов Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации, когда указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Кроме того, продолжает он, освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника,
следующая своим ходом[18].
Председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля может осуществляться и в соответствии с международными договорами Российской Федерации после их ратификации.
Лица, действующие в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам необходимые для таможенного контроля сведения и документы согласно перечню, определяемому ГТК России. Кроме того, согласно ст. 182 ТК таможенные органы для проведения таможенного контроля "вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации".
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет (ч. 5 ст. 182 ТК).
Автор работы, изучив соответствующую законодательную литературу по таможенному праву подчеркивает, что наряду с вышеотмеченным, таможенным органам Российской Федерации предоставлены следующие права при проведении таможенного контроля:
а) должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для него, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации (ст. 184 ТК);
б) таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 183 ТК);
в) путем наложения пломб, печатей, нанесения буквенной или иной маркировки, специальных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и т. д. таможенные органы могут идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Средства идентификации, продолжает он, могут изменяться или уничтожаться только этими органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
г) таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой внешнеэкономической деятельности и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов. Такая информация и документы представляются таможенным органам безвозмездно;
- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;
- опечатывать помещения;
- изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте, определяемом должностными лицами таможенных органов.
Указанные проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется, ее результаты незамедлительно сообщаются этому лицу.
И. И. Демулен отмечает, что вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной и согласно ст. 16 ТК может быть использована исключительно в таможенных целях, она не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, а также передаваться третьим лицам и государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации[19]. Примером последних, подчеркивает он, может служить обнаружение признаков преступления, борьба с которым не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.
1. 4. Правовое регулирование валютных отношений. Валютное законодательство
Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства".
Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, содержатся лишь самые общие положения, касающиеся валютной политики в целом. Так, статьи 71 (ж), 106, 114 (б) устанавливают, что, во-первых, валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, во-вторых, федеральные Законы по вопросам валютного регулирования, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и, в-третьих, проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивается Правительством Российской Федерации
Основу же валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года, который определил четкую шкалу приоритетов валютного регулирования в современных условиях. Одна из важнейших задач, решаемых на уровне данного Закона, состоит в защите валюты Российской Федерации.
Деятельность таможенных органов по обеспечению валютного контроля и в целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию осуществляется во исполнение Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенного Кодекса Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 г. № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» и от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», а также постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка».
Раскрывая отдельные статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, А. Н. Козырин высказывает мнение, что в ряде его статей (например, ст. 187, 188, 189) проверка документов, учет и досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр и т. д. именуются "формами таможенного контроля", что, по нашему мнению, является неточным с методологической точки зрения.
Фактически перечисленные действия, указывает он, составляют содержание таможенного контроля, являющегося одной из форм осуществления таможенного дела в нашем государстве, наряду с другими его формами — нормативным регламентированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением и т. д[20].
Указанная неточность, по мнению автора работы, обусловлена неудачной редакцией ст. 1 ТК, отождествляющей таможенное дело с таможенной политикой и средствами ее осуществления, относя к последним и таможенный контроль. Он считает, что высказанная точка зрения не является бесспорной и требует более глубокой теоретической проработки.
Тем не менее, высказанное замечание, подчеркивает автор работы, будет способствовать правильному пониманию многих положений
ТК, некоторые из которых страдают неточностью формулировок.
1. 5. Структура правоохранительной деятельности таможенных органов Полномочия Государственного таможенного контроля. Личный досмотр
Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:
1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:
- отдел организации дознания;
- отдел таможенных расследований;
- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;