Районные суды

Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон « Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995г., другие законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов Федеральной службы безопасности реализуется в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы Федеральной службы безопасности представляют единую централизованную систему, в которую входят :

·                    Федеральная служба безопасности Российской Федерации ( ФСБ РФ);

·                    Управления ( отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

·                    Управления ( отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления ( органы безопасности в войсках).

ФСБ РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов ФСБ.

Основные задачи, функции, структура ФСБ, полномочия директора ФСБ РФ и коллегии ФСБ РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет Федеральную службу безопасности Российской Федерации директор ФСБ РФ на правах федерального министра.

В настоящее время действует Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 806( с изменениями от 26 августа, 5 октября 1998г., 4 января 1999г.) В соответствии с ним структуру ФСБ образуют :

·                    руководство;

·                    департаменты – контрразведки (1 департамент); по борьбе с терроризмом (2 департамент); экономической безопасности (4 департамент); анализа, прогноза и стратегического планирования (5 департамент); организационно – кадровой работы (6 департамент); обеспечения деятельности (7 департамент);

·                    управления – военной контрразведки (3 управление); конституционной безопасности (8 управление); инспекторское; следственное; собственной безопасности (9 управление); управление делами; договорно-правовое управление;

·                    военно-мобилизационный отдел (10 отдел) – на правах управления.

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Федеральной службы безопасности, принятия по ним решения в ФСБ РФ образуется коллегия в составе директора ФСБ (председатель коллегии), а также руководящих работников органов Федеральной службы безопасности. Численность и состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ РФ. При разногласии между директором ФСБ и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ РФ также могут сообщить свое мнение Президенту.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые Законом об органах ФСБ.

Контрразведывательная деятельность органов Федеральной службы безопасности заключается в выявлении, предупреждении, пресечении  разведывательной и иной деятельности  специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основания для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности определяются законом, а порядок использования при этом негласных методов и средств - нормативными актами Федеральной службы безопасности. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища гражданина, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Борьба органов Федеральной службы безопасности с преступностью ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем осуществления оперативно – розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ РФ. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Для решения стоящих перед ними зада по обеспечению безопасности личности, общества и государства органы Федеральной службы безопасности наделены необходимыми полномочиями – обязанностями и правами. К их основным обязанностям отнесены :

·                    информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручению – федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации ;

·                    выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций  иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации ;

·                    добывание разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно – технического и оборонного потенциала ;

·                    выявление, предупреждение и пресечение преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их компетенции;

·                    обеспечение в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации.

·                    обеспечение в пределах своих полномочий безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок ;

·                    обеспечение в пределах своих полномочий безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

·                    участие в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществление контроля за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности; осуществление мер, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

·                    проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.

Органы Федеральной службы безопасности обладают следующими основными правами:

·                    устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества в лицами, давшими на то согласие ;

·                    осуществлять оперативно – розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение дознания и предварительного следствия по которым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного         строя Российской Федерации;

·                    проникать в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

·                    проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к ведению органов Федеральной службы безопасности;

·                    осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

·                    использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия;

·                    беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, проведение дознания и предварительного следствия по которому отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан;

·                    проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

·                    создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности;

·                    использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов Федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

·                    оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

За деятельность органов Федеральной службы безопасности установлен контроль. Его осуществляют Президент, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением законов органами Федеральной службы безопасности возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках

Федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно – розыскную  деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Литература:


Правоохранительные органы Российской Федерации профессор В.П. Божьева  Спартак Москва 2001


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать