Расчет сбора за загрязняющую окружающую природную среду

Эколого – экономическая модель оценки

 

Качество окружающей среды

Управление определяется как процесс целенаправленного воздействия одной системы или подсистемы на другую. В целом система управления складывается из объекта управления и управляющего устройства.

Взаимодействие человеческого общества и природы является совокупностью процессов управления, причем приоритетная роль принадлежит именно человеку. Для того чтобы избежать необратимых негативных последствий природопользования, общество стало создавать систему мероприятий, именуемых ныне охраной природы или охраной окружающей среды, которая также представляет собой совокупность мероприятий по управлению, но в более широком смысле: речь идет об управлении природопользованием.

Любое предприятие предназначено для выпуска той или иной необходимой продукции. Этой задаче и подчинена его деятельность. Однако завод или ферма существуют в окружении конкретной среды - экологических систем, которые неизбежно подвергаются воздействию со стороны производства. Пренебрежение состоянием окружающей среды в интересах экономии средств неизбежно ведет к отрицательным последствиям и для самого предприятия. В результате загрязнения воздуха и воды может страдать население.

Разрушение рекреационных экосистем приводит к неблагоприятным социальным последствиям, погоня за дешевым сырьем может вызвать его дефицит. Следствием окажется большой ущерб предприятию, который мог бы быть значительно меньше, если бы своевременно принимался комплекс природоохранных мэр.

Решать подобные проблемы предлагается на основе гармонизации отношений природных и технических компонентов путем создания и эксплуатации так называемых природно-технических или геотехнических систем, которые в свете экологического подхода правильнее рассматривать в качестве эколого - экономических. Такая система - это совокупность технических устройств и взаимодействующих с ними элементов природной среды, которая в ходе совместного функционирования обеспечивает, сводной стороны, высокие производственные и прочие целевые показатели, а с другой - поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное в каждом конкретном случае сохранение и воспроизводство естественных ресурсов. Производство воздействует на природные системы (положительная обратная связь). Эти воздействия (знак «плюс»), т.е. фактически управление, могут проявляться в извлечении природных ресурсов, размещении производственных отходов (загрязнении) и т.п. В свою очередь, окружающая среда также может влиять на предприятие (рис. 1). Подобные воздействия, так или иначе, могут привести к разрушению управляемой подсистемы, а, следовательно, и всей эколого-экономической системы. Чтобы этого не происходило, необходимы компенсационные ответы со стороны управляемой подсистемы по отношению к управляющей через каналы отрицательной обратной связи (знак «минус»).

Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок управления. Он воспринимает информацию от природных систем (окружающей среды) в происходящих в них изменениях, оценивает возможные негативные последствия и передает соответствующую команду управляющей системе (в данном случае - производственному предприятию). В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные ими службы (например, службы охраны окружающей среды). Они получают информацию в состоянии природных систем на основании контроля и мониторинга и предписывают предприятию, например, сокращение выбросов или сбросов, включают экономические рычаги управления, в частности корректируют плату за загрязнение и т.п. Что касается конкретных мэр и способов выполнения таких, предписаний, то их выбирает само предприятие, решая соответствующую эколого-экономическую задачу. Это могут быть новые очистные сооружения, изменения технологий, замена сырья и топлива, а в ряде случаев и приостановка наиболее устаревших вредных производств. Все эти операции являются частью экологизации производства и оптимизации природопользования. Вполне понятно, что мониторинг, обработка полученной информации, выполнение предприятием команды от блока управления - затратные, энерго - и ресурсоемкие мероприятия. Отсюда и название подобных систем – эколого-экономические. Эколого-экономические системы должны обеспечивать два принципиальных подхода в управлении окружающей средой. Первый заключается в предотвращении разрушения природных систем путем рационализации природопользования, т.е. по сути своей ориентирован на охрану природы. Второй подход является более узким по содержанию, но в то же время общим для разных отраслей и предприятий. В данном случае имеется в виде защита окружающей среды от ингредиентного и параметрического загрязнения. Это означает обеспечение высокого качества среды, когда антропогенные факторы не выходят за пределы толерантности человеческого организма и природной среды. Управление качеством окружающей среды в той части, в которой оно прямо или косвенно связано с природозащитной деятельностью предприятий, включает следующую систему мероприятий:

1. Регламентация (т.е. установление нормативов) содержания вредных веществ в окружающей среде (в почве, воде, воздухе, растительном субстрате, продуктах питания и предметах бытового назначения).

2. Регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду, т.е. установление нормативов на сбросы и выбросы для промышленных предприятий по конкретным веществам и их источникам.

3. Прогнозирование переноса и рассеивания вредных веществ в природных средах, процессов превращения этих веществ под влиянием факторов внешней среды (вторичное загрязнение или встречный синтез), т.е. в более широком смысле - прогнозирование качества окружающей среды. Прогнозирование в настоящее время осуществляется преимущественно на основе математического и машинного (в том числе так называемого имитационного) моделирования.

4. Соблюдение технологических регламентов работы оборудования и производственных инструкций с целью обеспечения требуемых параметров процессов, влияющих на образование выбросов и сбросов.

5. Контроль за содержанием вредных веществ в окружающей среде, а также сырье, топливе, материалах, полуфабрикатах.

6. Контроль поступления и содержания вредных веществ; в природных средах для принятия мер в случае превышения установленных органами здравоохранения нормативов.


Вариант 26

1.Задание

Предприятие, расположенное в г. Днепропетровске, оказывает следующее влияние на окружающую природную среду:

1.Выбросы в атмосферу:

а) Предприятие выбрасывает в атмосферу (т\год):

        Мв1- Азота оксиды- 20 (30)

        Мв2- Ангидрид сернистый- 350 (300)

        Мв3- Бензопирен- 0,20

        Мв4- Углерода окись- 160(150)

        Мв5- Твердые вещества- 110(150)

        Мв6- Никель и его соединения- _

        Мв7- Сероводород- 300

б) Кроме того, в выбросах обнаружены вещества с не установленным классом опасности в количестве (т\год):

         Мв8- 30

в) И обнаружено вещество с ОБУВ (мг\м3) следующего порядка:

        Св9- 0,01

 в количестве: (т\год): Мв9- 45

г) Предприятие имеет в своем распоряжении автотранспорт, который за отчетный период при расходе топлива 12 л. 100 км прошел (км): 120000(д./т.)

      2. Предприятие сбрасывает в водный объект (р. Днепр):

а) Следующий объем стоков (тыс. м3\ год):

        Мсо- 8600

б) Которые содержат следующие загрязняющие вещества с концентрацией в сточных водах (г\м3):

        Сс1- Взвешенные вещества- 620,0 (400,0)

        Сс2- БПК- 825,0 (920,0)

        Сс3- Нефтепродукты- 75,8 (65,8)

        Сс4- Азот аммонийных солей- -

        Сс5- Нитраты- 4,24 (5,24)

3.На предприятии имеются твердые отходы в количестве (т\год):

а)     Мтв1- 5,0 (6,0)

б) следующего класса опасности- II

в) которые размещаются на расстоянии от населенного пункта (в км): 2,5

г) на оборудованных полигонах.


                                       2. Расчеты:

2.1.Расчет сумм сбора за выбросы стационарными источниками загрязнения.

Пвс= (Млi*Нбi*Кнас*Кф)+(Мпi*Нбi*Кнас*Кф*Кп)

где: Млi- объем выбросов i- того загрязняющего вещества в тоннах в пределах лимита (т);

Мпi- объем сверхлимитного выброса (разность между объемом фактического выброса и лимитом) i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нбi- норматив сбора за тонну i-того загрязняющего вещества, в гривнах (грн\т), находим по табл. 1.1;

Кнас- корректирующий коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта, приведен в таблице 2.1 и принимаем равным 1,8 (для населенных пунктов с численностью жителей свыше 1000тыс. жителей), т.к. численность населения рассматриваемого города, Днепропетровска находится в этом пределе.

Кф- корректирующий коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта, находим по табл. 2.2 и принимаем равным 1,25, т.к. Днепропетровск является центром с преимущественно промышленными и транспортными функциями.

Кп- коэффициент кратности сбора за сверхлимитный выброс в атмосферу загрязняющего вещества - 5.

а) Расчет платежей за выброс азота оксидов

Нбi за тонну выброса азота оксидов равен 80 грн\т

Пвс1=20*80*1,8*1,25=3600 грн\год

б) Расчет платежей за выброс ангидрида сернистого.

Нбi за тонну выброса ангидрида сернистого равен 80 грн\т

Пвс2=(350*80*1,8*1,25)+(50*80*1,8*1,25*5)= 108000 грн\год

в) Расчет платежей за выбросы бензопирена.

Нбi за тонну выброса бензопирена равен 101807 грн\т

Пвс3=0,20*101807*1,8*1,25=45813,15 грн\год

г) Расчет платежей за выброс углерода окиси.

Нбi за тонну выброса углерода окиси равен 3 грн\т

Пвс4=(150*3*1,8*1,25)+(10*3*1,8*1,25*5)=1350 грн\год

д) Расчет платежей за выброс твердых веществ.

Нбi за тонну выброса твердых веществ равен 3 грн\т

Пвс5=110*3*1,8*1,25=742,5 грн\год

е) Расчет платежей за выброс никеля и его соединений.

Данные вещества предприятие не выбрасывает.

ж) Расчет платежей за выброс сероводорода.

Нбi за тонну выброса сероводорода равен 257 грн\т

Пвс7=300*257*1,8*1,25=173475 грн\год

з) Расчет платежей за выброс вещества с не установленным классом опасности.

Для веществ с не установленным классом опасности и не установленным ОБУВ, следует применять нормативы сбора как за выброс загрязняющего вещества 1 класса опасности согласно с табл. 1.2 и, следовательно, Нбi принимаем равным 572 грн\т.

Пвс8= 30*572*1,8*1,25=38610грн\год

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать