Расчетное задание по внедрению в эксплуатацию морского судна
1. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ НА ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ
К внешним условиям эксплуатации судов отнесем: район плавания судов, порты захода, транспортную характеристику грузов.
1.1. Район плавания судов
Для выполнения рейса из порта Новороссийска в порт Калькутта судно проходит такие участки пути: Северная и Юго-Западная части Черного моря, пролив Босфор, Мраморное море, Пролив Дарданеллы, Эгейское море, Восточная часть Средиземного моря, Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив, Индийский океан, Бенгальский залив.
Для выполнения рейса из порта Калькутта в порт Коломбо судно проходит такие участки пути: Бенгальский залив, Индийский океан.
Для выполнения рейса из порта Коломбо в порт Херсон судно проходит такие участки пути: Индийский океан, Аденский залив, Красное море, Суэцкий канал, Восточная часть Средиземного моря, Эгейское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфор, Восточная и Северная части Черного моря.
Для выполнения рейса из порта Херсон в порт Новороссийск судно проходит такие участки пути: Северная част Черного моря.
1.2.Характеристики заданных портов
Таблица 1
Наименование портов |
Допустимая осадка, м |
Наличие бункера в порту топл/вода |
Характеристика перегрузочного оборудования |
Новороссийск |
12,5 |
Возможно топл/водой |
Портальные краны г/п от 5 до 40 т, мостовые краны г/п от 5 до 10 т, гусеничные краны г/п 21 т, плавучий кран (г/п 140/32), а/м краны г/п до 40 т, более 200 а/погрузчиков г/п от 1,5 до 10 т, 3 а/погрузчика г/п 25 т, плавучий кран г/п 140 т и др. |
Калькутта |
9,1 |
Возможно топл/водой |
Краны, г/п наибольшего из них 200 т |
Коломбо |
11,0 |
Возможно топл/водой |
Передвижные краны г/п 2-80 т, контейнерные краны г/п 15-80 т, 35-тонный перегружатель, гусеничный кран 100 т, вилочный автопогрузчик г/п 2-25 т и др. |
Херсон |
7,6 |
Возможно водой |
3 а/погрузчика г/п 5 т, 9 вилочных автопогрузчиков, а/погрузчики «Тайота»: 19х1,5 т, 7х4 т, 3х10 т, а/погрузчик «Катерпиллер» г/п 4 т, 9 электропогрузчиков г/п 1,25 т и др. |
1.3.Транспортная характеристика грузов заданных к перевозке
Таблица 2
Наименование груза |
Вид упаковки |
Размеры грузового места, м |
Вес места, т |
Удельный объем |
Удельно-погруз. объем |
||
Дли на |
Ширина |
Высота |
|||||
Цемент |
Мешки бумажные |
0,750 |
0,400 |
0,160 |
0,05 |
0,96 |
1,1 |
Чай |
Ящики фанерные |
0,625 |
0,500 |
0,500 |
0,0625 |
2,5 |
3,0 |
Цемент перевозят в многослойных бумажных мешках и деревянных бочках. Несмотря на тщательную ушивку мешков цемент при перегрузке проникает наружу сквозь мельчайшие отверстия в ушивке, образуя много пыли. Цементная пыль, попадая на трущиеся части механизмов, способствует их быстрейшему износу.
Номенклатура цементов очень обширна. К цементам предъявляют различные требования: сроки схватывания, тонкость помола, прочность на сжатие, теплопроводность, жесткость или пластичность раствора, водонепроницаемость и др.
Перед погрузкой цемента производят тщательную сухую зачистку трюмов, чистку льял и конопатку льяльных лючин.
Укладывают цемент в мешках по правилам укладки в трюмах мешковых грузов. В качестве прокладочного материала используют рогожи и старые мешки, которыми закрывают все металлические поверхности в трюме с целью предупреждения намокания мешков из-за отпотевания металла.
После выгрузки цемента производят сухую приборку трюмов, по окончании которой скатывают трюмы сильным напором струи с одновременной откаткой воды из льял.
Чай относится к грузам гигроскопическим, очень легко воспринимающим посторонние запахи. К морской перевозке поступают различные виды и сорта чая, которые можно разделить в основном на две группы: байховый и плиточный.
Байховый (рассыпной) может быть черным, зеленым и разделяется на несколько сортов. Чай подразделяют также и по району произрастания
(грузинский, индийский и др.). Влажность байхового чая должна быть не более 9%. Упаковка чая мягкая, полумягкая и жесткая. Пачки чая или жестяные чайницы укладывают в фанерные ящики, выстланные изнутри оберточной бумагой, фольгой и пергаментом.
Плиточный чай также может быть черным или зеленым. Он, как и байховый, подразделяется по сортам (высший, 1-й, 2-й, 3-й) и по районам производства.
Кирпичный зеленый чай из огрубевших листьев чайного куста, а также чайные напитки из сушеных фруктов с добавлением цикория, фруктовых эссенций и патоки изготовляют, как и плиточный чай, в виде прессованных брикетов разных массы и размеров.
Влажность плиточного, кирпичного и фруктового чая не более 10-12%.
Подготовка трюмов перед погрузкой чая состоит из самой тщательной уборки, мойки и проветривания. Все масляные пятна, следы жира удаляют при помощи раствора каустической соды, а затем эти места белят раствором негашеной извести. Льяла после очистки, мойки и дезинфицирования окрашивают цементным молоком.
Ящики с чаем укладывают аккуратными рядами поверх грузов в прочной таре, не выделяющих влаги и запахов. Прокладочный материал должен быть сухим и чистым. Ящики с чаем не должны соприкасаться с металлическими поверхностями и деталями трюма. Сепарационный материал, отделяющий разные партии чая, должен быть без пятен и запаха.
В трюмах с чаем поддерживается относительная влажность не более 70%, поэтому не допускается проветривание трюмов в сырую погоду или сразу после дождя.
, где
-удельный объем места
L-длина грузового места
B-ширина грузового места
H-высота грузового места
-вес места
, где
U- удельно-погрузочный объем
- удельный объем места
- коэффициент трюмной укладки, принимается равным 1,1-1,2
Uц=0,96*1,1=1,1
Uч=2,5*1,2=3
1.4.Основные требования к проектному типу судна
- универсальное судно для перевозки генеральных грузов;
- по архитектурно-конструктивным особенностям судно должно быть двухпалубным, с высокой степенью раскрытия палубы, что облегчает погрузо-разгрузочные работы. Имеет полное грузовое вооружение , в том числе тяжеловесные стрелы. Судно для генеральных грузов имеет от четырех до шести трюмов и твиндеки, которые позволяют хорошо разместить различные виды грузов. Люки трюмов выполнены очень большими, чтобы облегчить погрузку и разгрузку. Все помещения для экипажа и пассажиров находятся в закрытой надстройке над машинным отделением.
- судно должно иметь осадку 7,6 м, ;
- исходя из внешних условий эксплуатации судов, нет необходимости использовать суда с повышенной прочностью корпуса, палуб и отдельных конструкций судна, т.к. судно не работает ни в Северной Европе и в Северо-Ледовитом океане, а значит препятствий нет.
- исходя из характеристик перевозимого груза в трюмах с чаем поддерживается относительная влажность не более 70%, в трюмах с цементом нет необходимости в потребности в обеспечении особого температурно-влажностного режима для сохранности груза.
-исходя из характеристик перегрузочного оборудования порта захода, суда могут не иметь грузовые устройства (стрелы и краны). Люковые закрытия должны быть герметичны, размер люков не имеет значения.
2. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ
Потребное значение удельной грузовместимости тоннажа определяют по формуле:
, (2.1)
где -наибольший объем прямого или обратного грузопотока
-наибольшее количество груза прямого или обратного грузопотока, т.
Т.к. , то принимаем судно с избыточным надводным бортом
Определяем необходимый суммарный тоннаж:
(2.2)
т
Определяем следующие параметры:
- суммарный грузопоток
(2.3)
где - грузопоток первого, второго (и т.д.) участка схемы движения судов;
- грузооборот
(2.4)
где - расстояния между портами на первом, втором и т.д. участках схемы движения судов, в милях;
Новороссийск-Калькутта 5933 мили;
Калькутта-Коломбо 1244 мили;
Коломбо-Херсон 4689 мили;
Херсон-Новороссийск 422 мили.
- средняя дальность перевозки одной тонны груза
; (2.5)
-суммарная протяженность всех участков схемы (или дальность пробега тоннажа)
; (2.6)
L=5933+1244+4689+422=12288 миль
- суммарные тоннажемили
, тн.миль; (2.7)
тн.миль
- коэффициент использования чистой грузоподъемности
; (2.8)
.
- коэффициент сменности груза
; (2.9)
.
- коэффициент интенсивности загрузки
; (2.10)
.
- средневзвешенная валовая норма грузовых работ
(2.11)
где - количество погружаемого и выгружаемого груза на каждом участке схемы;
- валовая норма грузовых работ по погрузке и выгрузке каждого из грузов, т/сут.
т/сут
Таблица 3
L |
||||
250000 |
400000 |
1553586666 |
3883,9 |
12288 |
I |
||||
3072000000 |
0,505 |
3,164 |
1,598 |
883 |