К сожалению, когда рекомендации предоставляются, они чаще всего искажены из-за эффекта снисходительности (т. е. они будут в основном положительными). Причина состоит в том, что большинство кандидатов указывают имена только тех, кто, как они знают, даст им хорошие рекомендации. В конце концов, им нет смысла указывать в качестве рекомендателей тех, кто даст о них плохой отзыв [8].
1.2. Собеседование - как один из самых важных элементов процесса
отбора персонала
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников, организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.
При выборочном собеседовании цель ясна: определить степень соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомство с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, ее оплаты и т.д.
Наиболее распространенным видом собеседования является собеседование «один на один», во время которого один представитель организации встречается с одним претендентом. Однако сегодня используются и другие виды собеседований, во время которых один представитель организации интервьюирует нескольких кандидатов. И наоборот, один кандидат встречается с несколькими представителями организации.
Существует несколько видов интервью:
1) Стандартизированное (структурированное). Вопросы определены заранее и заданы в определенной последовательности. Не разрешается переформулировать вопросы и включать новые. Данный вид интервью носит формальный характер и встречается нечасто.
2) Нестандартизированное интервью. Характеризуется вариативностью и гибкостью. Интервьюер сам формулирует вопросы в процессе интервью. Разговор ведётся свободно, в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого заявителя [21].
Но, тем не менее, имеются определённые рекомендации по проведению собеседования по этому типу. Сюда входит запрещение комментариев по поводу пола кандидата, если это не связано как-то с выполнением работы. Недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью (о цвете кожи, глаз, волос), увечьями (как они получены, и насколько они серьёзны), возрастом, семейным положением и количеством детей (это выясняется лишь после приёма), ростом и весом, пригодностью к воинской службе, интересоваться родом войск, в которых служил кандидат, жилищными условиями, судимостью. Запрещается также требовать рекомендации религиозных организаций. Кроме того, есть перечень вопросов, которые должны задаваться с большой осторожностью, это вопросы : о месторождении, пользовании псевдонимом или вторым именем, о религиозных убеждениях, гражданстве, членстве в различных клубах и обществах [10]. Данный вид интервью позволяет получить более достоверную и глубокую информацию. Однако, для проведения подобного интервью требуется большой опыт и тщательная подготовка интервьюера.
3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Для проведения интервью разрабатывается программа, состоящая из нескольких разделов. В каждом разделе формулируется как можно больше вопросов, для выявления нужного качества. Между разделами должен быть обмен целями («шкала лжи»). Кроме того, к программе должна быть приложена инструкция для дешифровки результатов.
Основная цель вопросов первого раздела – выявить способности и умение планировать работу (свою и своих подчиненных). Дополнительная цель – оценить наличие ясной цели и стремление ее достичь.
Цель вопросов второй зоны – выявить общую и профессиональную целеустремленность. Дополнительная цель – оценить трудолюбие.
Цель вопросов третьего раздела – выявить и оценить трудолюбие. Дополнительная – умение налаживать деловые контакты.
Цель вопросов четвертой зоны – оценить умение устанавливать деловые контакты.
4) Ситуационное интервью. В ходе данного собеседования кандидату предлагается решить одну или несколько проблем. В качестве таковых используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью кандидата. Проводящий собеседование сотрудник оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. С помощью ситуационного интервью можно выявить и стрессоустойчивость претендента на вакансию.
Однако какую бы форму интервью не выбрал бы специалист по подбору кадров, перед проведением интервью необходима тщательная подготовка и последовательное соблюдение всех этапов интервью: планирование, установление раппорта, основная часть, завершение, оценка кандидата.
Подводя итоги можно сказать что, выбор методов отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.
2. Разработка алгоритма и инструментария для выявления профессиональной компетентности психолога ОАО «Областной реабилитационный центр»
В результате исследования профессиональной деятельности психолога ОАО «Областной реабилитационный центр» была составлена аналитическая профессиограмма для данной должности (приложение А).
Исходя из цели настоящей работы, с помощью данных профессиограммы разработана программа для выявления профессиональной компетентности психолога ОАО «ОРЦ».
2.1 Методы и этапы отбора претендентов
1. Первичный отбор осуществляется посредством получения информации о претенденте по телефону. Минимальные требования к претенденту:
- образование высшее психологическое (предпочтительно медицинское);
- возраст от 27 лет;
- состоит в браке;
- опыт работы психологом не менее 2-х лет;
2. Претенденты, отвечающие минимальным требованиям, приглашаются на заполнение биографической анкеты и беседу. Форма анкеты предоставлена в приложении Б. Данные анкеты анализируются заведующим отделения.
3. Далее претендент приглашается на беседу с заведующим отделения психологической реабилитации. Беседа проводится в форме полуформализованного интервью. Основная цель – выявить требуемые личные качества и степень их выраженности. Степень выраженности личностных качеств определяется в балах по градационной шкале, посредством разработанных вопросов, с помощью ПФСИ (таблица 1). Программа интервью представлена в п. 2.2. настоящей работы.
Таблица 1
Личные качества (представлены в порядке присвоенных рангов) |
Степень выраженности |
Примерный список вопросов, позволяющих выявить требуемое качество |
||
«Низкая» |
«Средняя» |
«Высокая» |
||
1. Умение разбираться в людях |
|
|
|
На что вы обращаете внимание, разговаривая с человеком? Как вы можете определить говорит ли человек правду или нет? О чем могут рассказать жесты и мимика человека? В чем отличие уверенного и неуверенного поведения? Расскажите о поведенческих проявлениях гипертимичного и гипотимичного эмоционального состояния. |
2. Эмоциональная уравновешенность |
|
|
|
Вопросы наиболее часто задаваемые наркозависимыми на групповой работе или моделируется ситуация н.р. см. Приложение В. |
3.Творческое отношение к делу |
|
|
|
Придумайте пять нестандартных способов использования обычной шариковой ручки? |
4. Коммуникабельность |
|
|
|
Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то небыло? Услышав где-нибудь в кулуарах высказывания явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, вы предпочтете промолчать и не вступать в спор? |
5. Целеустремленность |
|
|
|
При планировании своего дня часто ли вы используете записи? На что уходит у вас слишком много времени? Каковы ваши планы на сегодняшний день? Планируете ли вы отдых заранее? |
4. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер . Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учёта сказанного в остальной части собеседования . Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим . Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.
Принимая во внимание выше сказанное, некоторые данные, полученные с помощью ПФСИ, требуют подтверждения с помощью объективных методик (тестов). Наиболее распространенной и часто испльзуемой методикой является: Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187) [15].
С помощью данной методики анализируются совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках:
- интеллектуальные способности: факторы В, М, Q1;
- эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, O, Q3, Q4;