3. расходы составляют менее 150 дол. США на одного жителя.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловой активности населения планеты и появлению новых видов делового туризма.
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет собой поиск душевного равновесия.
Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации. Одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности является туризм. С увеличением количества свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции — дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки, становятся менее продолжительными, но более частыми.
Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как старение общества, более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.
Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличению удельного веса пожилых людей (в 2006г. в мире насчитывалось 595 млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является очень привлекательным для организаций индустрии туризма, так как пенсионеры обладают практически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательной способностью. Учитывая важность этого сегмента рынка, ВТО посвятила одну из своих конференций вопросам развития туризма для «лиц третьего возраста», в ходе которой был разработан ряд рекомендаций для работников туристской индустрии, а именно: в программах для данной группы туристов предусмотреть дополнительные меры безопасности; медицинское обслуживание; диетическое питание; культурные мероприятия; прогулки; соответствующие возрасту физические нагрузки; предоставление ясной и четкой информации об организации отдыха.
Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины стали позднее вступать в брак и рожать детей. Стремление получить материальную независимость приводит к тому, что быстрыми темпами растет число женщин, путешествующих с деловыми целями. Туристские организации пытаются учесть особые требования такой группы потребителей (в некоторых отелях выделяют специальные этажи для обслуживания женской клиентуры, например отель «Нью-Отани» в Токио).
В крупных городах увеличивается количество одиноких людей, которые отличаются высоким уровнем образования, стремлением к профессиональному росту, мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. В настоящее время ряд крупных европейских туристских компаний рассматривает таких туристов как одну из перспективных растущих целевых групп туристского рынка, создавая для них специализированный туристский продукт.
Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Следует отметить, что приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различается по странам. Например, многие жители Великобритании (46%), Бельгии (35%), Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря; отдых в городах привлекает японцев (51%), испанцев (33%), французов (25%); в путешествиях по странам проводят свой отдых жители Италии (41%) и Франции (32%).
Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.
При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов[20. с. 414].
Развитие туризма значительно зависит от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
В ближайшее десятилетие туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Продолжится дальнейший процесс концентрации капиталов, создания крупных интернациональных компаний и корпораций, сохранится тенденция интеграционных процессов в индустрии туризма.
Специалисты ВТО, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, разумеется, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма.
1.2. Рынок туристических услуг в г. Челябинске (Челябинской области)
С выходом на местный рынок федеральных туроператоров челябинские турфирмы стали сокращать операторское направление. Туристические агентства стремятся предоставить широкий выбор направлений и услуг, поэтому сотрудничают с несколькими операторами сразу. При заключении договора о сотрудничестве между оператором и агентством основным требованием становится опыт совместной работы. Эксперты ожидают, что введение фингарантий монополизирует рынок.
С 2006 г. на челябинском рынке действуют уже несколько туристических операторов федерального значения это «Натали-Турс», «Тез-тур», «Пегас-туристикс», «Ривьера». Большинство челябинских операторов предпочло прямой конкуренции сотрудничество с ними. Местный продукт всегда будет на 50-100% дороже, чем продукт монополистов российского масштаба. Это совершенно разные уровни, и о конкуренции не может быть и речи. Если число челябинских операторов постоянно сокращается, идет монополизация рынка, то число агентств, напротив, растет. В том числе и за счет федеральных игроков, поскольку в Челябинске и они предпочитают совмещать операторскую деятельность с агентской. В городе все турфирмы работают как агентства, в качестве оператора только по одному - двум выбранным направлениям.
Челябинские туристические фирмы переключаются на внутренний туризм.
Эксперты отмечают, что доходность туристического бизнеса постепенно снижается. Рентабельность очень маленькая. За пять-семь лет она снизилась в три раза. Постоянно повышается стоимость туров, что связано с ежегодным ростом цен на авиабилеты. За одно лишь прошлое лето топливный сбор повышали четыре раза притом, что начинался сезон вообще без топливного сбора. Несмотря на увеличение расходов, федеральные операторы позволяют себе значительные скидки, что и приводит к снижению доходности остальных участников рынка. У местных операторов качество обслуживания выше, поскольку поток туристов меньше, но мы не конкурентоспособны по цене. К сожалению, клиент смотрит, прежде всего, на цену, а затем уже на качество.
Наиболее прибыльно оформление индивидуальных туров, но оно занимает небольшую часть от общего количества путевок. Турфирмы специализируются на организации индивидуальных туров, они составляют не менее 50% продаваемых путевок. По прибыли это сопоставимо с организацией групповых туров: индивидуальные выгоднее, но затратнее по времени, и ответственности больше.
1.3. Место турфирмы “Cпутник” в рынке туристических услуг
Согласно опубликованному в 2007г. в «Деловом квартале» ТОП-листу, Челябинскоеское бюро международного туризма «Спутник» заняло первое место по количеству отправленных туристов. В I-III кварталах прошлого года «Спутник» организовал отдых 24 480 человек (для сравнения: ближайший конкурент — лишь 11 500 человек). А среди туроператоров, работающих в Челябинске, по данным «Делового квартала», лидирующие позиции занимает компания TEZ TOUR.
Специалисты утверждают, что челябинский рынок туристических услуг — один из самых развивающихся в России. В настоящее время на Урале работают практически все ведущие туроператоры страны. В условиях жесткой конкуренции рассчитывать на успех могут только сильнейшие и высокопрофессиональные компании. Одна из них — крупный международный туроператор TEZ TOUR.
Как туроператор TEZ TOUR тесно сотрудничает со старейшей и крупнейшей турфирмой Уральского региона — Челябинским бюро международного туризма «Спутник». Директор TEZ TOUR отмечает, что партнерство с БМТ считается очень удачным и перспективным, у «Спутника» устойчивая репутация, компания пользуется большим авторитетом у клиентов.
Работая с TEZ TOUR, БМТ «Спутник» получает не только гарантированно качественный продукт, но и доступ к большому ассортименту отелей, пожалуй, самому большому на российском рынке. Поскольку TEZ TOUR является очень крупным оператором, многие отели предлагают компании эксклюзивные цены. От такого сотрудничества между турфирмой и туроператором в выигрыше оказывается прежде всего клиент, для которого Бюро международного туризма «Спутник» может предложить турпродукты на любой кошелек — от эконом— до премиум-класса. Директор по туризму БМТ «Спутник»: «Наша фирма позиционирует себя как универсальный магазин, в котором представлена вся продуктовая линейка на любой спрос. При планировании направлений фирма ориентируется в первую очередь на потребности клиентов, развивая многочисленные направления туристических услуг. Наша компания является заказчиком чартерных рейсов в Болгарию, Грецию, Египет, Испанию, на Кипр, в Таиланд и другие страны. Лидером этого сезона, как и прошлого, остается отдых в Турции. Новинкой 2007г . от «Спутника» стал остров Крит, где мы можем предложить отдых в отелях VIP-класса».
Помимо традиционного массового пляжного отдыха, «Спутник» на самом высоком уровне обслуживает индивидуальных клиентов и зарубежные группы, организовывает корпоративные поездки, VIP-туры, детский отдых и т.д. Одним из приоритетных направлений БМТ «Спутник» является прием и обслуживание туристов в г. Челябинске, а также организация экскурсий и экскурсионных туров по городу и региону. На сегодня туры по России занимают 40% от общего объема турпутевок. Учитывая все возрастающий спрос на отдых на Черноморском побережье, БМТ «Спутник» выкупил гостиницы в Сочи, Анапе, Геленджике, детский лагерь на берегу Черного моря. В этом году фирма зафрахтовала на все лето три теплохода, отплывающих от Перми.
Для корпоративных клиентов «Спутник» готов предложить индивидуальные условия. Персональный менеджер обеспечит оборудование для конференции, организует трансфер, забронирует гостиницу и залы для мероприятий, обеспечит визовую поддержку и т.д. Высокая профессиональная компетентность и добросовестность сотрудников БМТ «Спутник» позволяет компании гарантировать качество и надежность предлагаемых услуг.
2. Оценка деятельности турфирмы “Cпутник”
2.1. Определение статуса турфирмы “Cпутник” и особенности её функционирования
"Спутник" является туристической фирмой, Обществом с ограниченной ответственностью.
Спутник на рынке Челябинска с 1967 года. Основные отрасли деятельности компании - это Туроператорсая и турагентсткая деятельность.
Время – лучшее свидетельство надежности фирмы и качества торговой марки «Спутник».
ООО «Челябинское Бюро Международного туризма «Спутник» функционирует на туристическом рынке уже 41 год. За эти годы компания прошла долгий и сложный путь в своем развитии. Было вложено не мало сил нескольких поколений сотрудников в ее становление и процветание.
В настоящее время «Спутник»- одна из крупнейших турфирм Южного Урала, ведущий туроператор по российским и зарубежным маршрутам. За продолжительный срок своего существования компания внесла большой вклад в развитие туристической отрасли нашего региона, завоевала доверие огромного количества поклонников путешествий, открыла прелести туризма не только своим клиентам, но и дала «путевку в жизнь» многим специалистам туристического бизнеса.
При формировании туристского продукта «Спутник» ориентируется, прежде всего, на запросы потребителей. Поэтому «Спутник» активно участвует в региональных и международных туристских выставках, проводит маркетинговое исследование рынка, участвует в научно-практических конференциях, выступает с докладами по туризму.
2.2. Основные направления деятельности турфирмы “Спутник” и их оценка
Палитра предложений компании “Спутник” весьма широка - экскурсионные маршруты по Челябинску, Уралу, городам России; сплавы, спелеология; горный туризм; организация отдыха и санаторно-курортного лечения на территории России и за рубежом; прием иностранных туристов и гостей города; обслуживание симпозиумов, конференций и vip туристов; разработка программ для бизнесменов и администраций региона по использованию туристских ресурсов; участие в программах социально – экономического развития промышленных предприятий, учреждений культуры, Вузов Челябинской области и региона.
Одним из ведущих направлений компании является прием российских и иностранных граждан на Урале. Экскурсионные туры по Уралу призваны познакомить туристов с выдающимися достижениями уральских мастеров, с историей и культурой нашего края, показать особую уникальность и неповторимость природы Урала.
Процесс формирования туристского продукта (туров, экскурсий и т. д.) дело, требующее творческой деятельности высококвалифицированных специалистов. Поэтому сотрудники «Спутника» постоянно повышают свою квалификацию путем проведения специализированных туров по стране и за рубежом, семинаров, тренингов по деловой коммуникативности и занятий с психологом.
Главные преимущества «Спутника»– стабильные темпы развития предприятия; внедрение новых технологий; высокая квалификация специалистов; информационное обеспечение экскурсий новейшими достижениями в исторической, природоведческой, культурологической и психологической науках.
Страницы: 1, 2